Бизнес. Заработок. Кредит. Недвижимость. Копирайт

«Шелковый путь»: Китай не может без России

Отрасли, нуждающиеся в импортозамещении

Жизненный цикл и структура проекта Жизненный цикл проекта фазы стадии и этапы

Главный секрет ПАК ДА: каким будет новейший российский бомбардировщик

Спектральные аппараты презентация

Список наиболее известных электронных библиотек Удобная онлайн библиотека

Уточнены права и обязанности начальника железнодорожной станции

Как повысить уникальность текста — советы рерайтерам

Работодатель не предоставляет работу и не платит зарплату: что делать?

Государственное управление как разновидность социального управления

Выставка Анни Лейбовиц в Эрмитаже (39 фото) Энни лейбовиц семья

Стрелка институт, концертный зал

Как осуществляется фотография рабочего времени

Закончилась очередная отсрочка по онлайн-кассам

История и сущность делового этикета его специфика основные Понятие этикета сущность требования принципы

Методическая копилка. План-конспект открытого урока. Тема: "Профессиональная карьера" Проблемное обучение на уроках планирование профессиональной карьеры

Понятие карьеры.

Виды профессиональной карьеры.

Направление реализации карьеры.

Планирование карьеры.

Модели карьеры.

Выбор карьеры.

Стадии развития карьеры.

Управление карьерой.

Развитие персонала.

Понятие карьеры

Трудовой путь, являясь совокупностью всех трудовых перемещений работника, включает в себя трудовую карьеру.

Трудовой путь представляет собой трудовую мобильность в течение жизни работника, поэтому классифицируется с учетом тех же принципов, что и движение рабочей силы в целом.

Исходя из этого трудовой путь работника можно представить в виде схемы (рис.9.1). Он может быть стабильным, если трудовая жизнь работника ограничивается пределами одного рабочего места, и динамичным, если на трудовом пути работника имеются смены рабочих мест.

Переход работника между рабочими местами фиксируется в результате изменения хотя бы одной из характеристик рабочего места, которое занимает работник (отрасль, район, предприятие, производственное подразделение, профессия, квалификация).

Можно выделить межотраслевой, профессионально-должностной (с подразделением на межпрофессиональный и внутрипрофессиональный) и миграционный трудовой пути работников, осуществляемые либо через канал межпроизводственного продвижения, либо через внутрипроизводственное продвижение.

Выделение отдельных типов трудового пути чисто условно. Отдельный трудовой переход может быть одновременно сменой и предприятия, и профессии, и отрасли, и места жительства.

Рис. 9.1 Типы трудового пути.

В зависимости от направления переходов трудовой путь подразделяется на вертикальный и горизонтальный. Горизонтальный трудовой путь - это последовательность переходов между равнозначными рабочими местами. Если же в течение трудовой деятельности осуществляются переходы между рабочими местами различного ранга, то это будет вертикальный трудовой путь. Вертикальный трудовой путь разделяется на карьеру (продвижение вверх) и на нисходящий трудовой путь, или, как его еще называют, деградацию.

Карьера - это успешное поступательное продвижение работника вверх по служебной лестнице, изменение способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с его деятельностью. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути, в основе которого лежит субъективное осознание собственных суждений работника о своем трудовом будущем.

Карьера - это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении трудовой жизни человека.

Специалисты по управлению, рассматривая проблему отношения личности к карьере, подчеркивают, что, каким бы образом ни развивалась карьера, определяющим фактором является не объективная ее оценка со стороны, а субъективная оценка человека, делающего эту карьеру.

Другими словами, карьера - это, с одной стороны, индивидуально осознанная позиция в области о6щественной, служебной и прочей деятельности, а с другой - поведение, связанное с опытом работы и деятельности на протяжении трудовой жизни работника. При этом жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, являясь ее составной частью.

Правильная оценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры.

Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняется сам работник, с ростом квалификации, знаний и т.д. Формирование целей карьеры - это постоянный процесс (см. приложение 9.1).

Представленная методическая разработка урока-исследования «Успех – карьера – планирование» может быть использована в работе с учащимися 8-9 классов в следующих номинациях:

  1. В качестве повторительно-обобщающего урока по теме «Личность и общество». (С)
  2. Как самостоятельный урок-исследование, соответствующий теме параграфа 1 «Быть личностью» учебника Обществознание 8 класс Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., М. Просвещение 2010. (Р)
  3. Тематический классный час «Я и моя профессия». (В)

На занятие могут быть приглашены администрация, учителя, родители, выпускники школы прошлых лет, ветераны Великой Отечественной войны, труда, представители попечительского совета школы и т.д., которые в ходе занятия станут его активными его участниками вместе с ребятами.

План-конспект урока-исследования «Успех – планирование – карьера».

Тип урока: урок-исследование с элементами групповой работы.

Основные цели занятия:

  1. Сформировать знания о понятиях «успех», «карьера», «планирование».
  2. Развитие навыков работы в группах, умение анализировать и использовать различные источники получения информации.
  3. Воспитание личностных качеств успешности, активной гражданской позиции.

(Приложение №6 – слайд №2).

Оборудование урока:

  • мультимедиа установка,
  • раздаточный материал (Приложение №1 , Приложение №2) ,
  • рабочие листы для групп (Приложение №3 , Приложение №4 , Приложение №5) ,
  • презентация (Приложение №6)

Первый этап урока – активизация знаний учащихся.

Вступительное слово учителя:

– Современные социально-экономические условия требуют от нас быть успешными в жизни. Уметь правильно выбрать профессию, учитывая различные факторы успешности.

А планировать карьеру необходимо уже сейчас (Приложение №6 – слайд 3) .

Поэтому предметом нашего исследования сегодня является соотношение понятий «успех – карьера – планирование».

Давая определение понятию «карьера», мы выбрали следующие характеристики:

  • личностный успех (Приложение №6 – слайд 4) ,
  • профессиональный успех,
  • должностной рост (Приложение №6 – слайд 5) .

Второй этап урока – работа по группам.

Класс необходимо разделить на 3 группы, каждая из которых получает раздаточный материал (Приложения №1, 2) и индивидуальный рабочий лист группы (Приложения №3, 4, 5) .

Каждая группа выполняет первое задание, определяя соотношение понятий «карьера – профессия – успех», используя для решения поставленной задачи различные источники знаний и формы работы. Затем выполняются задания 2 и 3 из рабочих листов каждой группы.

Третий этап урока – подведение итогов работы в группах

(Приложение №6 – слайд 6) .

Выступают представители каждой группы, представляя итоги работы по первым трем вопросам рабочих листов поочередно.

Четвертый этап урока – обобщение полученной информации, представленной каждой из групп.

Учитель: Итак, карьера – это всегда успех в жизни, в профессиональной деятельности, в личностном росте (Приложение №6 – слайд 6) .

Что же необходимо для обеспечения данного успеха – планирование (Приложение №6 – слайд 7) . Какие ассоциации вызывает у вас данный термин? (Для фиксации ответов используется Приложение №6 – слайд 7) .

Для определения целей и задач необходимо осознавать не только свои желания, мечты, представления, но и обладать определенными знаниями по интересующей нас проблеме, учитывать социальные установки и потребности общества (Приложение №6 – слайды 8, 9, 10) .

Пятый этап урока – составление алгоритма успешных действий

(Приложение 6 – слайд 11) .

Учитель: Как же получить необходимые нам знания для планирования успешной деятельности? (Приложение №6 – слайд 11) .

Шестой этап урока – закрепление полученных знаний, «мозговой штурм».

Учитель: Чтобы добиться успеха, нам необходимы определенные качества личности. Поэтому каждый из вас может составить пожелания своему однокласснику для будущей успешной деятельности. Уважаемые ости! Вы сегодня тоже активные участник исследования, и мы обращаемся к вам с просьбой составить свои советы и пожелания для ребят в удобной для вас письменной или устной форме.

После окончания работы учащиеся и гости обращаются друг к другу со своими пожеланиями.

Седьмой этап урока – запись и комментарии к выполнению домашнего задания (Приложение № 6 слайд – 12, 13.).

Урок разработан в рамках учебного курса «Основы построения карьеры»

Контингент: обучающиеся 10-х классов.

Цель: создание условий для активизации процессов самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся с помощью моделирования и проектирования профессиональной деятельности.

Задачи:

  1. познакомить с понятием «профессиональная карьера», видами и моделями карьеры;
  2. определить ведущую карьерную ориентацию;
  3. создать условия для вовлечения обучающихся в процесс саморазвития;
  4. создать условия для развития стремления обучающихся в достижении определенных успехов в профессиональной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, объяснение, самодиагностика.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация.

  1. Объяснение нового материала.

Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также её самореализации является сознательное планирование карьеры. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть внешняя сторона карьеры - это последовательность занимаемых профессиональных позиций, а внутренняя сторона - это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней.

Карье́ра (итал. carriera — бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus — телега, повозка) — продвижение вверх по служебной лестнице.

В теории управления персоналом карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков.

Должностной рост — изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.

Профессиональный рост — рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Виды карьеры.

Вертикальная карье ра предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера — вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением оплаты труда.

Ступенчатая карьера — вид карьеры — совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Модели деловой карьеры

На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях:

«Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени. А потом прыжок с «трамплина» — уход на пенсию. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин — личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива — работника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.

«Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам — включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта.

«Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для японской модели, так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.

«Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на американскую модель, характерна для совместных компаний.

  1. Закрепление материала. Работа с литературным источником.

(Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 1996. С. 24-25).

"Гуров инструктировал компьютерщика, а Крячко думал о том, какие дороги выбирает человек. Вот почему Лев Иванович Гуров - не генерал и не начальник главка, а лишь полковник и опер? На данный вопрос Крячко мог ответить с уверенностью: Гуров самолюбив, порой самовлюблен, но совершенно лишен тщеславия. Дорожит мнением лишь очень ограниченного круга людей, которые ценят человека не за звание и должность, а за профессионализм. За рюмкой Гуров порой болтает: мол, не способен подняться, так как не сможет наверху угождать и приспосабливаться, но это байки для недоразвитых. Ему бы не пришлось на верхнем этаже льстить и врать, такие, как Гуров, везде нужны, терпели бы грешника с его прямотой и другими прибабахами. Он не желает подниматься, так как потеряет свободу, перестанет быть незаменимым. Любого генерала, любого министра можно заменить, никто не заметит. А старшего опера - "важняка" Гурова заменить нельзя, как невозможно заменить певца экстра - класса или первую скрипку в оркестре. Можно одного выгнать и взять другого, только все будут знать, что это не замена, а подмена, фальсификация. Таким образом, Крячко прекрасно понимал, что Гуров не хочет идти на повышение не из-за боязни с работой не справиться и уж совсем не от скромности, которой не страдал совершенно, а потому что уникальный специалист, будь то водопроводчик или зубной врач, не подчиняется никому. Он свободен. Такого положения в конторе, когда никто - ни министр, ни президент, не могли ему приказывать и коли желали воспользоваться его услугами, так могли лишь сделать предложение, а то и попросить, - может достичь лишь специалист экстра -класса".

Вопросы для обсуждения:

1.Какой тип карьеры - вертикальная или горизонтальная - представлен в отрывке? Каковы преимущества и недостатки данного типа карьеры?

2.Какие цели можно реализовать в данной карьерной стратегии?

3. Какие ценности могут лежать в основе такого карьерного движения?

  1. Практическая работа- самодиагностика.

Для того чтобы определить свою профессиональную ориентацию, предлагаю вам ответить на 41 вопрос по 10-ти балльной шкале. 1 балл, если для вас это совершенно не важно или совсем не согласен, 10 баллов, если, очень важно, полностью согласен. (См. приложение).

  1. Домашнее задание (на выбор):

Составь план профессиональной карьеры.
Разработать эмблему: «Моя карьера»

Используемая литература:

  1. Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 1996. С. 24-25
  2. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Г.Никифорова, М.Дмитриевой, В. Снеткова. - СПб.: Питер, 2001.
  3. Технология, Твоя профессиональная карьера, 8-9 класс, Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В., 2010.
  4. Учебник. - 5-е изд. - Под ред. Чистяковой С.Н. - М.: Просвещение, 2010. -159 с.
  5. Интернет-ресурсы:
  • http://moeobrazovanie.ru/data/lessons/guilmanov_rumil.zip
  • http://www.kariera.by/post-416/
  • http://psyfactor.org/personal/personal10-06.htm
  • http://pspu.ru/career/slovarcaryery
  • http://bein.3dn.ru/publ/slovar_spravochnik/k/karera_professionalnaja/48-1-0-312
  • http://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LEONOV_Nikolay_Ivanovich_(pisatel")/_Leonov_N.I..html

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
- Мне все равно… - сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.

Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»

Сформулировав, куда вы хотите попасть, надо определить, с чего начать, то есть проанализировать свои возможности достижения поставленной цели.

В первой четверти вы изучали особенности своей самооценки, нервной системы, мышления, внимания, памяти. Результаты одних тестов вас радовали, других - огорчали. Узнавать себя - не только интересная, но и трудная работа. Благодаря этой работе вам удалось поближе познакомиться с самим собой, узнать свои сильные и слабые стороны.

Во второй четверти вы знакомились с миром профессий - различными подходами и классификациями, содержанием различных профессий, требованиями профессии к человеку, уточняли свои профессиональные интересы. При ближайшем рассмотрении одни профессии оказались не такими привлекательными, как раньше, а другие, наоборот, вызвали интерес.

В третьей четверти вы встретились с такими новыми для вас понятиями, как «способности», «профессиональная пригодность», «призвание», проверили свои способности к различным видам деятельности, узнали о возможных стратегиях поведения в конфликтных ситуациях. Эта информация сузила поле вашего выбора.

В четвертой четверти мы говорили о роли мотивов и потребностей в жизни человека, учились на чужих ошибках, анализировали рынок труда и образовательных услуг, приобретали навыки самопрезентации и учились планировать профессиональную карьеру.

Выполняя тесты, вы узнавали особенности своей нервной системы, мышления и поведения в некоторых ситуациях, свои интересы и профессиональные склонности. Читая о жизни незаурядных людей, вы невольно сравнивали себя с ними. Знакомясь с основами психологических знаний и мыслями мудрых людей, вы задумывались о сложности человеческой личности и человеческих отношений.

И все это - для того, чтобы правильно выбрать профессию.

В бизнесе используется метод, который называется «аудит исходного состояния», или SWOT-анализ - по начальным буквам английских слов Strengths (Сила), Weaknesses (Слабость), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы). Попробуем применить этот метод, чтобы обобщить и проанализировать полученную информацию для планирования профессиональной карьеры.

    Задание №1. «За» и «против».

Заполните таблицу, учитывая, что достоинства и недостатки - это внутренние факторы, которые зависят от вас, а возможности и препятствия - внешние, которые от вас не зависят.

Достоинства Недостатки
  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
Возможности Препятствия
  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
    Достоинства - это личностные качества, склонности, способности, знания и умения, которые помогут вам в достижении поставленных целей.

    Недостатки - это вредные привычки, отсутствие опыта, знаний и навыков, которые могут затруднить достижение поставленных целей.

    Одни и те же качества могут рассматриваться и как сильные, и как слабые - например, молодость и зрелость, авантюризм и осторожность.

    Возможности - это благоприятные внешние условия.

    Препятствия - неблагоприятные внешние условия.

К внешним условиям можно отнести ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие или отсутствие друзей и единомышленников и пр.

Взвесьте все «за» и «против», чтобы принять окончательное решение о своей профессиональной карьере.


«Клуб двух процентов» (Н.Хилл)

  1. Большинство людей всю жизнь о чем-нибудь мечтает. Эти мечты мимолетны, как ветер. У них не хватает энергии и сил самим формировать свою судьбу. Таких людей примерно 70%.
  2. Гораздо меньше тех, кто превращает свои мечты в страстные желания. Они постоянно хотят чего-то одного, но ничего не предпринимают, чтобы осуществить свои желания. Они составляют примерно 10% от общего числа.
  3. Еще меньше тех, кто превращает свои желания в надежды. Такие люди время от времени размышляют над тем, что они могли бы предпринять, чтобы осуществить их. Я считаю, таких людей примерно 8%.
  4. Люди, которые смогли поверить в осуществление своих желаний, составляют 6%.
  5. Совсем мало тех, кто дал своим желаниям, надеждам превратиться в навязчивую идею, а потом в веру. Их примерно 4%.
  6. И, наконец, речь пойдет о тех, кто весь поглощен своей идеей, кто выработал конкретный план ее осуществления и отдал всего себя, чтобы претворить его в жизнь. В эту группу входит только 2% населения. Заметим, что это не значит, что именно эти 2% счастливы и довольны своей жизнью. Просто они выбрали этот путь и прошли его до конца.
    Задание №2. (домашнее).

Подготовьте десятиминутное выступление на тему «Моя будущая профессия». В докладе должна быть отражена информация, полученная в ходе самодиагностики, изучения профессий, требований рынка труда и возможностей получения профессионального образования. Постарайтесь сделать свой рассказ эмоциональным и образным.

Вам также будет интересно:

Образец сметы на проектные работы по трудозатратам
Важнейшей стадией проекта является составление и последующее заполнение сметы. Это делается...
Наименование должностей в штатном расписании Возможные должности в организации
В настоящем разделе представлены выпуски единого квалификационного справочника должностей...
Разница между азбукой и букварем Азбука и букварь в чем отличие
Пособие для обучения детей грамоте кто-то называет букварем, а кто-то азбукой. Но на самом...
Что надо чтобы работать в мчс
При выборе достойной профессии многие интересуются, как устроиться на работу в МЧС. В эту...
Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства: описание профессии, инструкции
Тракторист всегда был и будет важным и ответственным лицом в сфере сельского хозяйства. В...