Бизнес. Заработок. Кредит. Недвижимость. Копирайт

Список наиболее известных электронных библиотек Удобная онлайн библиотека

Уточнены права и обязанности начальника железнодорожной станции

Как повысить уникальность текста — советы рерайтерам

Работодатель не предоставляет работу и не платит зарплату: что делать?

Государственное управление как разновидность социального управления

Выставка Анни Лейбовиц в Эрмитаже (39 фото) Энни лейбовиц семья

Стрелка институт, концертный зал

Как осуществляется фотография рабочего времени

Повышение качества обслуживания клиентов

Почему Алиэкспресс не дает открыть спор?

Счет фактура без гтд. Гтд в счет фактуре. Указана не конкретная страна, а написано «ЕС»

Презентация «Аквариумные рыбки» для детей средней группы

О проблеме профориентации школьников

Что такое торг уместен. Торг – это что? Понятие в разных сферах жизни. Бесплатное отдавайте за деньги

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства: описание профессии, инструкции

Понятие управления и его виды. Государственное управление как разновидность социального управления. Классификация видов управления Виды управления кратко

Виды управления.

В теории и на практике известны многие виды управления, различающиеся по самым разным признакам. Однако четкая классификация обширной гаммы видов управления пока отсутствует. Даже сами понятия «виды управления», «формы управления», «способы управления», «методы управления», «функции управления» не обрели требуемой четкости и употребляются разными авторами в различном смысле. Понимая сложность классификации, структуризации управления, ограничимся его разделением на более или менее очевидные и достаточно употребляемые виды, классы, группировки, опираясь на самые характерные признаки их выделения.

Простейшая схема структуризации управления экономикой, разделения его на отдельные разновидности изображена ниже.

Основные виды управления, различающиеся между собой по признаку типа или вида субъекта управления .

§ Индивидуальное, личностное управление

§ Коллективное управление

§ Международным

§ Государственное управление,

§ Муниципальным

§ Ведомственное управление,

§ Управление со стороны собственника

§ Уполномоченное управление

Индивидуальное, личностное управление характеризуется тем, что бразды правления, права и полномочия управлять сосредоточены у одного лица, именуемого начальником, руководителем. Индивидуальное управление реализует так называемый принцип единоначалия, согласно которому одно определенное лицо осуществляет принятие управленческих решений и несет за них ответственность.

Коллективное управление (руководство) имеет место, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, вырабатывающий и принимающий решения сообща, с учетом мнений и предложений участников процесса выработки решений лиц, входящих в состав органа управления.

Государственное управление , включающее также государственное регулирование экономики, представляет управление экономикой со стороны государства в лице государственных законодательных, исполнительных, правовых органов и возглавляющих их лиц. В государствах, странах с федеративным устройством к государственным относятся также органы управления субъектов федерации, т.е. отдельных республик, краев, областей, округов, земель (Германия), штатов (США), кактонов (Швейцария).

Муниципальным называют управление, осуществляемое местными органами власти, именуемое также местным самоуправлением. В качестве субъекта такого управления выступают выборные назначаемые или исполнительные органы территориальных образований: городов, районов, поселков, сел, других видов поселений.

Ведомственное управление , представляющее обычно часть государственного муниципального, есть управление со стороны специальных организаций и органов, именуемых ведомствами. Ведомство призвано управлять либо определенной отраслью экономики, либо видом экономической деятельности. К ведомствам относятся министерства, комитеты, управления, службы.

Управление со стороны собственника , как ясно из названия, соответствует ситуации, когда сам собственник объекта осуществляет полностью или частично управление принадлежащим ему на правах владения и распоряжения объектом.

Уполномоченное управление есть реализация функций управления уполномоченными на то лицами, не являющимися собственниками объекта, но получившими полномочия на управление в соответствии с законом или на основании прямых решений собственника по контракту, договору найма. Уполномоченное управление очень широко распространено в экономике, типично для менеджмента, в котором субъектом управления становится наемный управляющий. К уполномоченному относится и доверительно (трастовое) управление , при котором субъект управления передает управление объектом на определенных условиях другому объекту.

Перейдем к классификации видов управления по признакам типа объекта управления. Согласно такой классификации виды управления различаются между собой в зависимости то того, каким именно объектом управляет тот или иной субъект. Выше уже шла речь о разделении управления на управление людьми, природой, производственным персоналом, технологией и техникой. Теперь сконцентрируем внимание на выделении характерных видов управления экономикой, отличающихся экономической природой управляемого объекта.

§ управление мировой экономикой

§ управление экономикой, хозяйством страны,

§ территориальное (региональное) управление

§ управление предприятием

§ управление индивидуальным предпринимательством и домашним хозяйством.

Перейдем к структуризации видов управления, различаемых по типам управляющих воздействий субъектов на объекты .

§ Внутреннее

§ Внешнее

§ Централизованное

§ децентрализованное

Ранее упоминалась возможность разделения управления на внутреннее и внешнее в зависимости от того, формируются управляющие воздействия внутри управляемой системы или вне ее. Правомерно также разделять управление на централизованное , когда глобальные команды, управляющие сигналы формируются в едином центре управления и передаются из него многочисленным объектам управления, и децентрализованное, при котором значительное количество управляющих воздействий, касающихся данного объекта, вырабатываются самим объектом на основе самоуправления.

Способы управления

В теории управления принято также различать три способа, именуемых иногда методами управления.

Методы (способы) управления - формы воздействия руководителя на подчиненных.

Различия между этими методами (способами) управления состоят в разных подходах к формированию управляющих воздействий и в содержании этих воздействий.

Организационно-распорядительное управление (инструкции, контроль исполнения) , которое часто называют административным, командным, основано на принудительном исполнении управляющих воздействий, генерируемых в форме постановлений, приказов, распоряжений. Логика этого метода управления выражается простой формулой «приказ начальника – закон подчиненного».

Экономический, стимульный метод управления (хозяйственный расчет) основан на побуждении экономических интересов тех людей, что представляют объект управления. Управляющие воздействия, исходящие от субъекта управления, порождают заинтересованность объекта управления в их использовании, так как при этом вступают в действие такие стимулы-побудители, как заработная плата, льгота, премии, смягчение ограничений, создание более выгодных условий работы, деятельности, продвижение по службе и др.

Социально-психологическое управление (учет психологии личности, коллектива) характеризуется использованием методов убеждения, морального и нравственного воздействия субъекта управления на трудовые коллективы, работников. Основным средством этого вида управления служит влияние на экономическую психологию работников, являющихся частью их кодекса чести и морали. Субъект управления взывает в этом случае к совести как основному побудительному мотиву качественного, эффективного труда.

Формы управления

Методы управления взаимосвязаны со стилем управления (формами управления). Стиль руководства – это устойчивые доминирующие формы управленческих отношений между руководителями и подчиненными им исполнителями, работниками, проявляющиеся в управлении их деятельностью

Авторитарный стиль воплощает в себя единоначалие, командное управление, при котором руководитель ставит выше всего собственное мнение и личную волю, пренебрегая мнением других лиц, принимая решения по своему усмотрению.

Демократический стиль , наоборот, опирается на коллективное обсуждение и принятие управленческих решений, на учет всего спектра мнений при подготовке решений.

Либеральный стиль исходит из необходимости использования «мягких» управляющих воздействий, не вызывающих негативных реакций исполнителей. Такой стиль обычно применяется при управлении высокоинтеллектуальными работниками, крупными специалистами своего дела, полагающими в нем не меньше, а иногда и больше, чем руководитель.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Содержание
  • Сущность и функции управления
  • Основные виды управления
  • Менеджеры

Литература

Сущность и функции управления

Сущность и функции управления. С ростом масштабов общественного производства, углублением общественного разделения труда во всех трех его формах -- общей, особенной и единичной -- усиливается значение системы управления экономикой, теоретическим выражением которой является хозяйственный механизм. С точки зрения субъетно-объектных отношений, система управления экономикой представляет собой сознательно организованное, целенаправленное и активное воздействие различных субъектов управления на процесс развития и функционирования общественного способа производства, экономической системы, их отдельных звеньев и элементов.

Ядром системы управления в экономике является целенаправленное воздействие на потребности, интересы и цели отдельных индивидов, коллективов людей, целых слоев и социальных групп для достижения поставленной цели. Основные объекты управления -- это общественное производство в целом (общая форма), отдельные отрасли народного хозяйства, сферы общественного воспроизводства, те или иные элементы или подсистемы экономической системы (отношения собственности, производительные силы, технико-экономические отношения -- особенная форма), а также отдельные предприятия, организации, учреждения (единичная форма).

Основные виды управления

Основными видами управления (менеджмента) на микроуровне являются организационный, производственный, кадровый, инвестиционный, инновационный, финансовый и др.

Управление как целенаправленный и активный процесс включает такие относительно самостоятельные, логично последовательные элементы: 1) сбор, систематизацию и передачу информации; 2) выработку (обоснование) и принятие решения; 3) преобразование решения в различные формы команд (устную, письменную, приказ) и обеспечение его выполнения; 4) анализ эффективности принятого решения и возможную последующую его корректировку. Результатами этих действий являются взаимные перемещения элементов производства, разрешение противоречий общественного способа производства в целом или отдельных его подсистем, согласование экономических интересов, повышение эффективности общественного производства или его отдельных звеньев.

Управленческое решение, управление в целом на практике реализуется через комплекс его функций. Функция управления -- это определенный вид деятельности, в процессе которой осуществляется эффективное воздействие на объект управления и решается поставленная задача, достигается цель. Основные функции управления с точки зрения технологического способа производства -- планирование, организация, координация, стимулирование труда и контроль. С точки зрения отношений собственности еще одной функцией управления является реализация собственниками средств производства и других элементов системы производительных сил (науки, информации) своих прав на различные объекты собственности, своих целей управления. Из названных функций управления вытекают такие основные функции менеджмента, как планирование (в т. ч. стратегическое), организация, мотивация, лидерство и контроль.

Из пяти основных функций управления наиболее сложными являются организация и координация. Сущность организации состоит в формировании структуры объекта управления, упорядочении всех элементов в систему управления и форму их взаимосвязи, а также предоставлении активным элементам управления необходимых прав и ресурсов. К активным элементам принадлежат хозяйственные руководители, трудовые коллективы, отдельные работники, а также организации, подчиненные данной системе управления. Координация -- это установление и поддержание связей между элементами системы. Организация и координация объединяют отдельные элементы системы управления в единое целое. Таким образом создается организационная структура управления.

В процессе управления всеми объектами как на уровне общественного производства, отдельных сфер или отраслей народного хозяйства, так и на уровне отдельных предприятий и организаций необходимо четко сформулировать главную цель управления. Определение такой цели -- начальный принцип функционирования и развития системы управления. Конкретизацией этого принципа является определение оптимальных средств достижения цели.

Важный принцип управления -- гарантирование различными субъектами управления выполнения взятых на себя обязательств, или принцип ответственности. За невыполнение таких обязательств к тем или иным субъектам управления применяются различные санкции с целью полного возмещения нанесенных убытков тем субъектам, которые понесли потери вследствие нарушения обязательств. Поэтому следует четко определить, кто перед кем и за что отвечает, т. е. персонифицировать субъекты управления. В частности, в бывшем СССР высшие органы не несли никакой ответственности перед предприятиями за ошибочные или недостаточно обоснованные решения, что значительно снижало эффективность управления.

В процессе управления органически сочетаются прежде всего следующие общественные законы и закономерности: 1) технико-экономические законы, которые раскрывают сущность технологического способа производства, отражают отношения человека и природы, человека и техники, а также отношения между различными элементами техники и средств производства. Этот тип законов, в свою очередь, делится на законы, свойственные развитию производительных сил, и законы, свойственные технико-экономическим отношениям; 2) социально-экономические законы, которые отражают особенности развития производственных отношений или отношений экономической собственности; 3) социальные законы, которые раскрывают сущность отношений между основными классами, социальными слоями и группами в процессе общественного производства, в разных сферах общественного воспроизводства; 4) правовые законы, которые конкретизируются в различных правовых актах и нормах; 5) социально-психологические законы, которые отражают биологическую и социальную стороны сущности человека, его поведение в коллективе, обществе, а также межличностные, межгрупповые и другие отношения в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Таким образом, управленческие знания являются комплексными, универсальными, имеют теоретический и прикладной, рациональный и интуитивный характер.

В западной научной литературе, в частности в трудах американских ученых Т. Питерса и Р. Уотермена, комплексный подход к управлению организацией как определенной социальной системой раскрывается на основе так называемой «концепции семи «с» (7-с)», или семи характеристик организации: стратегии, структуры, системы («жестких характеристик»), состава кадров, стиля руководства, суммы привычек («мягких характеристик»), совместных ценностей (интегрирующей характеристики). По их мнению, объектом управления должны стать человеческие аспекты организации, которые выявляются в кадровом составе, стиле и привычках, ценностях организации. Более того, именно эти аспекты и общественные ценности, человеческий потенциал организации выдвигаются сейчас на передний план и группируют вокруг себя все другие характеристики организации.

Комплексность управления значительно возрастает, если берутся во внимание не только внутренние характеристики организации, но и воздействующие на нее внешние факторы (конкуренты, действия правительства, принятые законы и т. п.).

Формы и методы научного управления предприятиями. Элементами организационной структуры управления являются различные управленческие звенья, деятельность которых регламентируется отдельными положениями. В современных условиях выделяют шесть основных организационных структур управления: линейную, функциональную, линейно-функциональную, программно-целевую, дивизиональную, матричную.

При линейной структуре процесс управления осуществляется через взаимоотношения между начальником и подчиненными, т. е. по иерархии сверху донизу. Так, в американской компании «Эксон» и многих других крупных корпорациях насчитывается от 11 до 14 уровней иерархии. При этом все распоряжения идут от одного начальника. Для руководителя каждого иерархического уровня важной проблемой является подбор оптимального количества подчиненных, которыми можно эффективно управлять. Руководитель подразделения должен принимать решения по Многим проблемам производственно-финансовой деятельности. Основным недостатком линейной организационной структуры является слишком сложная процедура принятия управленческих решений: распоряжения поступают сверху донизу, а разрешение на каждый шаг деятельности необходимо получить снизу вверх через всю иерархию руководителей. Такие решения принимаются на продолжительных заседаниях, после многочисленных согласований, в условиях коллективной ответственности за любые действия. Эта структура управления очень сложна, она медленно реагирует на внутренние и внешние изменения (в частности, на изменения конъюнктуры), исключает новаторский риск предпринимателя, поскольку в ней отсутствует автономия руководителей подразделений при принятии многих решений. С линейной формой управления связаны такие негативные черты менеджеров, как подхалимаж, бюрократизм, коррупция, подсиживание, доносы и др.

При функциональной структуре управления общие для нескольких подразделений функции управления передаются одному органу (подразделению) или исполнителю. Этот орган выполняет однородные по содержанию или технологии работ функции и получает приказы от нескольких руководителей. Таким образом, субординация в управлении осуществляется по функциям. Положительной стороной такой функциональной структуры управления является исключение дублирования деятельности исполнителей; каждый из таких исполнителей может достичь наиболее совершенных форм исполнения отдельных функций. Недостатки -- отсутствие единства при получении распоряжений, поскольку они поступают от нескольких руководителей, ухудшение координации деятельности по мере возрастания сложности производственного процесса и углубления специализации.

Эти недостатки в определенной мере могут быть устранены при линейно-функциональной структуре управления, когда управленческие решения разрабатывают высококвалифицированные и опытные специалисты, а распоряжения отдаются по иерархии линейных звеньев.

В основе всех трех названных выше организационных структур управления лежит принцип единоначалия, согласно которому у каждого подчиненного может быть только один начальник. Предварительно заметим, что при матричной структуре управления подчиненный может иметь несколько начальников, каждый из которых отвечает за осуществление различных проектов или за различные виды деятельности корпораций.

В программно-целевой структуре управления выделяются руководители отдельных проектов или подразделений, которые дают распоряжения относительно наиболее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов для достижения конкретных целей производства. Такими целями могут быть строительство нового завода или цеха, реконструкция действующего предприятия, конструирование и разработка новой техники. Руководитель предприятия получает задание от высшего руководства и отчитывается перед ним. Ему, в свою очередь, подчиняется целый штат работников. Таким образом, целые подразделения могут выполнять целевые задания, что усложняет координацию между ними. Для согласования их деятельности создается единый координационный орган. Со временем такие подразделения могут быть преобразованы во внутренние фирмы, то есть относительно независимые хозяйственные единицы, которые имеют большую самостоятельность.

В дивизиональной структуре управления процесс управления объединяется по продуктовому (материнская компания отвечает за деятельность фирмы в данной стране) и региональному принципу (дочерняя компания объединяет филиалы в других странах). Главными элементами данной формы управления являются отделы, которые наделены оперативной самостоятельностью, вступают в договорные отношения друг с другом и на основе получения прибыли осуществляют самофинансирование. Высшее руководство при этой форме управления принимает стратегические решения, которые определяют развитие компании на длительную перспективу (постановка долгосрочных целей, расширение масштабов производства, модернизация предприятий, внедрение в производство новых видов продукции и т. п.). По такому принципу осуществляется управление в могущественной американской корпорации ИВМ, причем тут применяется и программно-целевая форма управления.

С учетом того что основной современной формой монополистических объединений в промышленности является многоотраслевой концерн, наиболее оптимальной организационной формой управления выступает дивизиональная форма. Обусловлено это тем, что филиалы и предприятия концерна наделены оперативно-хозяйственной самостоятельностью, работают на принципах хозяйственного расчета, а их руководители имеют право на предпринимательство, коммерческий и новаторский риск и др. При этом дивизиональная форма управления дает возможность рационально сочетать самостоятельную тактику подразделений со стратегией всей компании, поскольку стратегические решения на длительную перспективу принимает руководство, благодаря чему оптимально согласовывается централизованное и децентрализованное управление.

В матричной структуре управления сочетаются линейная, программно-целевая и функциональная формы. Их выбор зависит от типа производства, характера технологических операций, поставленной цели. Так, при массовом серийном производстве наиболее адекватными являются линейные и функциональные формы, при необходимости разработки новой техники -- программно-целевая организационная форма управления.

Выбор формы управления зависит также от исторических традиций, организационной культуры и ценностей конкретной страны. При этом в пределах тех или иных форм могут использоваться различные методы, стили руководства, средства и др. Так, в Японии приобрели распространение кружки качества, поставки комплектующих изделий и сырья в точно определенный срок (что делает излишними складские помещения или значительно уменьшает потребности в них), электронные «конторы без бумаг и машинисток» и т. п.

В японской автомобильной компании «Тойота» высшему руководству подчинены шесть директоров-распорядителей. Им, в свою очередь, подчиняются восемь директоров-управляющих и семнадцать директоров, которые управляют подразделениями. Весь процесс управления ориентирован на достижение двух важнейших целей: повышение качества продукции и уменьшение затрат производства. Он обеспечивается реализацией: функции инженерного обеспечения (планирование и разработка продукции); производственной функции (подготовка производства и само производство); коммерческой функции (сбыт продукции и снабжение сырьем и комплектующими изделиями). Все эти функции процесса управления рассматриваются как вспомогательные.

Большинство руководителей компании отвечают за отдельное подразделение, но выполняют несколько функций. Такие функции, однако, выполняют не все руководители подразделений. Каждый из шести директоров-распорядителей отвечает за координацию деятельности подразделений. Президенту фирмы подчиняется деятельность совещания директоров по вопросам управления и совет по вопросам управления. Последний, в свою очередь, руководит работой шести функциональных совещаний и совещаний подразделений. Функциональное совещание -- единственная официальная единица в форме функционального управления. В таких совещаниях принимают участие все управляющие и руководители отделов, включая директоров-распорядителей.

Каждый из них принимает участие в тех совещаниях, которые касаются деятельности подчиненных ему подразделений. Функциональное совещание насчитывает около 10 членов.

Наиболее важными в процессе принятия управленческих решений являются административные совещания. Они выступают исполнительным органом, который утверждает решения функциональных совещаний. В компании «Тойота» действует шесть функциональных совещаний, в том числе совещание по вопросам новой продукции, по вопросам сбыта новых автомобилей, по вопросам стоимости и др. Функциональные совещания по вопросам качества продукции проводятся один раз в месяц. На них выносятся наиболее важные вопросы, которые обсуждаются в «кружках качества», собирающихся один-два раза в неделю. Об эффективности управления качеством продукции в компании «Тойота» свидетельствует хотя бы тот факт, что на предприятиях фирмы на одного занятого в среднем приходится более 30 рационализаторских предложений, 95% из которых внедряются. Для сравнения отметим, что в США на одну промышленную компанию приходилось только по одному рационализаторскому предложению на одного занятого.

Программно-целевая структура управления используется, в частности, в американской корпорации «Еуропиан консьюмер продактс компани». В ней созданы две программные группы. Одна из них занимается изучением изменений спроса на продукцию, которую выпускает фирма, т. е. занята маркетинговой деятельностью, вторая -- улучшением качества выпускаемой продукции и ее ассортимента и соответствующей корректировкой производственной деятельности компании. Руководители программ подчинены совету директоров. Поскольку ранее эта корпорация была построена в форме линейно-функциональной структуры управления, то в ней есть определенное сочетание двух форм управления. При этом в состав программных групп вошли специалисты, которые ранее были заняты в функциональных подразделениях. Руководители программ и функциональных подразделений имеют одинаковые права.

Основные отличия между организацией высшего звена менеджеров в США и Японии состоят в том, что в США среди многих членов совета директоров есть управляющие, которые не принадлежат к данной фирме, а в Японии такое явление случается редко; в США решение, которое касается политики фирмы, принимают директора, и над его внедрением работают менеджеры-исполнители, причем между директорами и исполнителями существует четкое разграничение. В Японии члены совета директоров являются в то же время ответственными исполнителями, различия между ними не существует; в США только отдельные члены совета директоров отвечают за определенный участок, а в Японии каждый член такого совета отвечает за работу отдельных подразделений фирмы; в США члены совета директоров равноправны, из членов совета выделяется только глава, в Японии между членами совета директоров существует четкая субординация, к тому же численность совета директоров значительно большая.

Чтобы процесс управления был эффективным, необходимо придерживаться следующих основных требований: 1) рассматривать человека в качестве главного источника повышения производительности труда и эффективности производства; 2) планировать деятельность крупных компаний, в том числе долгосрочную потребность в кадрах (включая подготовку молодых специалистов, их продвижение по службе, комплекс мер по внешнему найму работников и др.). Такие компании сравнивают с государством, с плановой экономикой; 3) предоставлять подразделениям и работникам этих подразделений определенную автономию, что стимулирует их предприимчивость; 4) постоянно ориентироваться на потребности потребителей, что достигается рациональной маркетинговой деятельностью; 5) придерживаться простой формы управления, иметь малочисленный управленческий штат; 6) энергично и быстро действовать при концентрации усилий компании на одном или нескольких направлениях бизнеса; 7) проводить политику, направленную на формирование в компании многих лидеров и новаторов, стимулировать у них оправданную степень риска; 8) органически сочетать автономию, свободу отдельных подразделений, работников с жестким централизмом, особенно когда речь идет об основных ценностях компании -- стандартах качества, обслуживания и т. п.

Ориентация на человека, «человеческий капитал» предусматривает прежде всего необходимость постоянного приобщения работников всех уровней к разработке и принятию управленческих решений. Для этого следует увеличивать инвестиции в «человеческий капитал» в процесс обучения и переподготовки работников, формирования у них экономического мышления, технико-технологической культуры. Ведущая роль в этом принадлежит менеджерам.

Менеджер должен быть сведущим в вопросах культуры, этики, морали, психического и физического здоровья личности, ее совершенствования. У него должно быть развито философское мышление, умение анализировать и оценивать различные теории (особенно по организации производства и труда), результаты научных исследований.

Поэтому к основным требованиям к работе руководителя-менеджера в современных условиях западные ученые относят: больше отчетности, больше лидерства, больше внимания коллективной работе, более тесный контакт с людьми, большая условность власти, больше индивидуальности, больше самоотдачи, сочетание интеллекта и оперативных качеств. Руководители и менеджеры, которым нужно вдохновлять сотрудников, сами должны чувствовать духовный подъем, постоянно укреплять связь с идеями и энергией людей, которые их окружают, больше внимания уделять их моральным, духовным качествам.

Взгляд на человека только как на орудие, инструмент, объект, которым можно манипулировать, является признаком тоталитарного мышления. Проблемы духовности, веры, религии, их психологические аспекты играют все возрастающую роль в современном обществе. У менеджера должны быть современные знания в области исследований человеческого поведения, умение предвидеть отношение людей к себе и разумно реагировать на него. Поэтому в состав кадровой службы на предприятии (фирме, компании) входят социологи, психологи, специалисты по трудовым отношениям.

По мнению американского экономиста П. Дракера, менеджеры должны сделать людей способными к общим действиям, повысить эффективность их усилий и в то же время нивелировать присущие им общие недостатки и слабости. По его мнению, в любой организации менее 15% ее элементов (работников, рынков заказов и др.) дают 80--50% совокупных результатов, а все другие элементы лишь расходуют, а не продуцируют. Поэтому менеджер должен ликвидировать массу лишних работ и сосредоточить свое внимание на улучшении результативности небольшого ядра.

В деятельности современной компании важную роль играет система ее внутренних ценностей, которые менеджер должен умело прививать подчиненным, вырабатывать и поддерживать стремление к достижению коллективной цели. Основными принципами деятельности менеджера в этой сфере являются умения, во-первых, выделить ценности из общего и все более растущего потока "информации; во-вторых, непредвзято определить иерархию ценностей (что способствует разрешению конфликтов); в-третьих, исходить из того, что все ценности заслуживают внимания, даже если не все они могут быть учтены в определенной ситуации; в-четвертых, быть сдержанным, не унижать соперника; в-пятых, максимально способствовать осознанию работником своего собственного «я» в окружающем мире (что формирует индивидуальность); в-шестых, оказывать помощь работникам в реализации их цели в пределах целей и ценностей компании, исходя при этом из принципа приоритетности интересов конкретного человека, а не всей организации.

Количество ценностей находится в прямо пропорциональной зависимости от уровня сложности организации. Ценности необходимо постоянно уточнять в соответствии с изменением социальной ситуации. Такое уточнение осуществляется в пределах основных групп ценностей: технологических (вопрос выбора методов совершенствования производства, улучшения качества продукции), экономических (распределение прибыли), социальных, политических, моральных, психологических, национальных и др.

В современных условиях управленческая деятельность должна учитывать некоторые новые моменты.

Во-первых, необходимо существенно ограничить или даже отказаться в отдельных отраслях промышленности от показателя производительности труда, рассчитанного как количество продукции, изготовленной одним работником или за единицу рабочего времени. Это обусловлено тем, что рост производительности труда одного работника (или на одном участке) независимо от производительности труда других работников, всего коллектива становится причиной увеличения внутрипроизводственных запасов, объемов незаконченного строительства, ухудшения качества продукции, сдерживания рационализаторской деятельности работников. Иначе говоря, путем такой экономии затрат (при условии, что прямые затраты труда составляют в большинстве отраслей промышленности от 2 до 10% стоимости продукции) можно увеличить другие производственные затраты, а значит уменьшить общую эффективность промышленного производства. Поэтому следует стремиться к повышению производительности труда всех работников предприятия.

Во-вторых, внедрение новой техники только на отдельных участках производства может привести к росту внутризаводских запасов или незаконченного строительства. Поэтому целесообразно комплексное внедрение новой техники, повышение уровня использования всех видов производственных ресурсов с учетом их взаимозаменяемости.

В-третьих, следует использовать такие качественно новые показатели в работе предприятия, как количество рационализаторских предложений в расчете на одного работника, процент их внедрения. Эти показатели характеризуют степень привлечения работников и служащих к управлению производством.

В-четвертых, необходимо внедрять новые формы стимулирования труда. Поскольку индивидуальные стимулы к увеличению норм выработки становятся все менее эффективными, следует использовать коллективные формы стимулирования труда, учитывая при этом уровень индивидуальной заработной платы. Важным фактором роста эффективности производства является внедрение бригадной формы организации и стимулирования труда.

В целом в процессе управления предприятием, в формировании стабильных и эффективных стимулов к труду в развитых странах мира все большее значение приобретает экономическая демократия, которая представляет собой процесс постепенной демократизации собственности (капитала), привлечения наемных работников к управлению производством и собственностью, предоставления им широкой производственной автономии (прежде всего в форме автономных бригад), разносторонней информации о состоянии дел в компании. Экономической формой реализации этих процессов являются владение акциями и присвоение части прибыли в форме дивидендов, контроль наемных работников, автономных бригад за качеством продукции, участие в планировании и контроле за производством и распределением прибыли, за процессом подготовки и переподготовки работников высшей квалификации и их продвижением по службе. Одной из предпосылок хорошего отношения менеджеров с подчиненными является своевременное информирование работников о качестве выполненной ими работы, указание о способах ее улучшения, справедливое стимулирование, объяснение необходимости изменений, обнаружение скрытых дарований у подчиненных и др.

Применение таких форм способствует уменьшению текучести кадров. В США, например, ежегодно 20 млн работников оставляют свои рабочие места, причем около 10 млн делают это добровольно. Многие из них ценят содержание работы, атмосферу в корпорации или организации выше, чем размер заработной платы. В этих условиях на передний план выступают проблемы менеджмента, налаживания благоприятных межличностных и межгрупповых отношений в коллективе. Учитывая это, многие современные менеджеры даже не употребляют понятия «работники», «кадры», «персонал», заменяя их словом «люди».

Важную стимулирующую роль играет выплата премий, размер которых составляет в среднем до 10% всех выплат работникам на протяжении года, а в некоторых компаниях достигает 25% годового оклада. Такие выплаты часто осуществляются в форме акций. Значительная роль в системе стимулирования труда принадлежит такой форме, как участие в прибылях, приобщение работников к процессу управления. При бригадной форме организации труда нередко практикуется ответственность каждого члена бригады за действия всех других членов. Много фирм с целью создания лучшей атмосферы в коллективе выплачивают каждому работнику в день рождения или на праздники определенные суммы (как правило, до 100 долл. США), в летнее время вводят третий выходной (продлевая продолжительность рабочего дня в другие четыре рабочих дня), на уровне современных требований организовывают рабочее место, конторские помещения, при организации производства используют принцип разделения всех операций в форме создания малого бизнеса внутри корпорации, приглашают за счет фирмы работника вместе с семьей на обед в дорогой ресторан или в выходной день в пригородный отель, отдают предпочтение подготовке и переподготовке собственных кадров найму соответствующих специалистов со стороны и т. п.

В Японии, кроме широкой программы культурно-бытовых мероприятий, фирмы внедряют новые прогрессивные системы пенсионного обеспечения.

Ответственные посты поручаются, как правило, молодым менеджерам, а старших, опытных менеджеров назначают консультантами при них, координаторами отдельных проектов. При перестройке системы управления в Японии широко использовалась система комитетов штабных служб и децентрализованных отделений. При этом им передавались права на принятие оперативных решений (делегирование компетенции), а высшая администрация сосредоточивалась на решении стратегических вопросов руководства.

Основным методом контроля является система отчетности по бюджету и начислению нормативных затрат.

В случае отклонений действительных результатов от запланированных затрат производства или бюджетных показателей отчеты оперативно направляются в те или иные подразделения для принятия соответствующих мер. Кроме того, на разных участках фирм создаются специальные центры, которые должны следить за соблюдением нормативов.

В-пятых, следует добиваться экономии материально-энергетических ресурсов и накладных расходов. Важным показателем экономии таких расходов является уменьшение уровня внутризаводских запасов, объемов незаконченного строительства и материально-энергетических затрат.

В-шестых, прежде чем внедрять новую технику и технологию, необходимо осуществить перестройку форм и методов организации производства. В этом плане нецелесообразно одновременно внедрять новую технику и новые методы управления.

Более того, при несовершенном управлении новая техника вызывает снижение эффективности производства.

В-седьмых, следует учитывать, что достижения ведущих японских фирм основываются прежде всего на преимуществах в управлении (стиле управления, стратегии и тактике процесса управления), на внедрении более эффективных форм организации и стимулирования труда.

Менеджеры

Менеджеры (англ. manager -- управляющий) -- специфическая социальная группа общества, состоящая из профессиональных управляющих (директоров компаний и фирм, руководителей отдельных подразделений предприятий и т. п.). Появление менеджеров обусловлено углублением общественного разделения труда, ростом масштабов предприятий, усложнением процесса производства и управления. Более конкретной причиной их появления является процесс отделения капитала-собственности от капитала-функции. Развитие данного процесса приводит к тому, что капиталист, будучи физически не в состоянии осуществлять компетентное руководство всеми звеньями производства и реализации продукции, нанимает профессиональных управляющих. В условиях усиления деперсонификации собственности вследствие эволюции капиталистической собственности от индивидуальной к коллективным формам менеджеров нанимают акционеры, прежде всего владельцы значительного количества акций.

В зависимости от масштабов предприятий выделяются менеджеры высшего, среднего и низшего звена. В США в гигантских корпорациях высшими менеджерами являются 3--4 лица (президент, 2--3 вице-президента компании). В этой стране из 12,5 млн управляющих насчитывается около 10 тыс. высших менеджеров. Если предприятие принадлежит отдельному лицу, то наиболее важные решения принимает сам капиталист (например, о приеме или увольнении с должности высших менеджеров), а высшие менеджеры решают другие важные проблемы. Поэтому к высшим менеджерам вместе с определенными полномочиями переходит и часть корпоративной собственности в трех основных формах: значительного количества акций корпорации (стоимостью от 1 млн до 4 млн у каждого); высокой заработной оплаты (в начале 90-х годов она превышала 1 млн долл. США в год); персональных дорогих автомобилей, яхт, драгоценных ковров и даже картинных галерей. Таким образом, по своему юридическому статусу, доходам, образу жизни высшие менеджеры вливаются в состав монополистической буржуазии. При этом они должны глубоко знать все внутренние связи в пределах корпораций, поддерживать контакты с чиновниками государственного аппарата. Превращение власти высших менеджеров или ее значительных рычагов в собственность опровергает основной тезис концепции «революции управляющих» об обособленности власти от собственности, в частности об отсутствии собственности у высших менеджеров.

Таких менеджеров не следует отождествлять с управляющими среднего звена (руководителями подразделений, например цехов), у которых значительно меньше власти на предприятии и которые по уровню доходов приближаются к средней буржуазии. Менеджеры среднего звена должны иметь глубокие профессиональные знания обо всех звеньях производственного процесса их подразделений, общее представление о других подразделениях, подбирать кадры для своего подразделения и т. п.

Наиболее многочисленная группа профессиональных менеджеров -- это менеджеры низшего звена: мастера, бригадиры и др. Их жизненный уровень приближается к уровню наемных работников высшей и средней квалификации. Кроме глубокого знания производственного процесса на своем участке, они должны уметь налаживать контакты (социальные, психологические, профессиональные) со всеми наемными работниками подразделения. Менеджеров высшего и в значительной мере среднего звена готовят обычно за высокую плату в специальных школах на базе крупных университетов, а менеджеров низшего звена -- как правило, в учебных центрах при крупных корпорациях.

В ходе разгосударствления и приватизации в Украине и других странах СНГ растет пропасть между оплатой труда высшего звена управляющих и рядовых наемных работников (в России, например, разница достигает стократной величины). Это требует усиления законодательного регулирования деятельности акционерных обществ, создания института лицензирования менеджеров предприятий (на основе сдачи ими специального экзамена) с правом лишения лицензии при условии деятельности менеджеров в интересах личного обогащения в ущерб трудовому коллективу и государству, включения представителей трудового коллектива в состав управленческого органа на предприятии (например, в состав дирекции), строгого налогового контроля над доходами физических лиц, предоставления равных льгот тем предприятиям, где решения трудовых, управленческих и собственнических противоречий осуществляются без их перерастания в фазу конфликта и др.

управление решение менеджер

Литература

1. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Выш. Шк., 2002. - 415 с.

2. Сребник Б.В. Экономика предприятия: Учеб. для вузов по спец. «Финансы и кредит».- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высш. шк., 2000.-231с.

3. Экономика предприятия: Учебник для торг. Вузов / Б.А. Соловьев, Л.А. Алькевич, В.И, Андросов и др.; Рук. авт. Коллектива Б.А, Соловьев. - М.: Экономика, 2000. - 414с.

4. Экономика предприятия: Учебник для вузов / А.И. Гребнев, Ю.К. Баженов, О.А. Габриэлян и др., Рук. авт. кол. А.И. Гребнев. - М.: РУП «Издательство «Экономика». 2002. - 238 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Управленческий труд и его специфика. Роль управления в осуществлении взаимосвязи внешней и внутренней среды. Содержание труда менеджеров. Современные концепции лидерства. Этапы процесса управления персоналом. Маркетинговая система управления фирмой.

    шпаргалка , добавлен 02.02.2014

    Система управления и ее составляющие. Основные функции и методы управления фирмой в условиях рыночной экономики. Роль управленческого решения в системе управления современной фирмой. Количественная и качественная оценка результатов работы организации.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2014

    Сущность менеджмента и его эволюция. Элементы и уровни процесса управления. Основные школы управления. Взаимосвязь внешней и внутренней среды, принципы и методы управления, особенности управления персоналом и процесс принятия управленческих решений.

    курс лекций , добавлен 12.04.2013

    Сущность, функции и принципы процесса управления субъектами хозяйствования. Методы управления деятельностью предприятия. Организационные структуры управления предприятием. Вышестоящие органы государственного управления предприятиями и организациями.

    реферат , добавлен 15.10.2010

    Условия и предпосылки информатизации управления предприятием, стадии внедрения процесса информатизации управления. Обзор реализации проекта информатизации управления фирмой в отечественной и зарубежной практике на примере конкретных организаций.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2016

    Сущность и содержание основных функций управления, критерии их классификации и место в системе менеджмента. Роль функций управления при формировании структуры управления. Совершенствование применения функций управления в муниципальной организации.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2015

    Понятие и сущность, форма и принципы эффективной организации производственного процесса. Функции и методы управления производством. Анализ технико-экономических показателей хозяйственной деятельности и организационной структуры управления предприятия.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2014

    Условия возникновения менеджмента туризма, особенности туризма как объекта управления, основные элементы туристских организаций. Система, структура, функции, методы, стиль управления туристской фирмой. Организация труда менеджера и управления персоналом.

    учебное пособие , добавлен 07.02.2010

    Управленческое решение как выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием. Постановка и решение проблемы государственного и муниципального управления.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Теоретические понятия структур управления. Принципы проектирования структур управления. Анализ структуры управления предприятия. Анализ персонала. Анализ структуры и функций управления. Предложения по совершенствованию структуры управления.

Понятие управления.

Главные задачи:

Последовательные этапы

Управленческий труд в управленческий процесс

управленческое решение

Принципы управления:

Управление

Виды управления.

Взаимосвязь науки управления с другими отраслями знаний и науки.

Общественное производство, помимо общественных наук, изучается рядом естественных и технических наук.

взаимоотношениях с экономическими науками. Отношения управления имеют своеобразные специфические черты и выступают в качестве непременных условий реализации экономических законов, поставленных экономических задач. Поэтому формы и методы управления производством, его цели и средства складываются под прямым воздействием развития экономики.

Наука управления тесно соприкасается с философскими науками, и в первую очередь через свою методологию, которая базируется на материалистической диалектике. Только на основе диалектического подхода наука управления может проникнуть в суть изучаемых явлений, относящихся к процессу управления производством.

Психология, конфликтология

Аппаратная (классическая) бюрократия

Профессиональная бюрократия

Адхократия

Органический тип имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократической организации, модель которой перестала удовлетворять многие предприятия, испытывающие необходимость в более гибких структурах.

ее принципиальные отличия более высокая гибкость, меньшая связанность правилами и нормами, использование в качестве базы групповой организации труда.

Во-первых, решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитете, правилах или традициях.

Во-вторых, обстоятельствами, которые принимаются во внимание при обсуждении проблем, являются доверие, а не власть, убеждение, а не команда, работа на единую цель, а не ради исполнения должностной инструкции.

В-четвертых, творческий подход к работе и кооперация базируются на связи между деятельностью каждого индивида и миссией.

В-пятых, правила работы формулируются в виде принципов, а не установок.

В-шестых, распределение работы между сотрудниками обусловливается не их должностями, а характером решаемых проблем.

Понятие и виды управления. Сущность управления.

Понятие управления.

Управленческая деятельность осуществляется в отношении деятельности других людей, это «деятельность над деятельностью». Продукт управленческой деятельности – обеспечение прогрессивного изменения и развития деятельности. В сфере юридических услуг – стратегия развития организации, новые условия организации деятельности или систем управления, в т.ч. качество реализации экономических и социальных задач.

Связан с социальным управлением, объектом которого являются люди и их поведение. (в широком смысле) Это деятельность по упорядочению процессов, протекающих в определенной системе, в т. ч. в организации. Управленческий труд состоит из ряда действий или операций, т.е однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности (поисковые, вычислительные, логические, описательные, графические, контрольные, коммуникативные (слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдение, мышление)).

Главные задачи:

Установление организационного порядка и рациональной последовательности выполнения управленческих работ;

Обеспечение единства, непрерывности и согласованности действий субъектов при принятии решений;

Участие вышестоящих руководителей;

Последовательные этапы : планирование – организация – мотивация – контроль.

Управление (по Питеру Ф. Друкеру) – особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Управленческий труд – совокупность действий и операций, с помощью которых обеспечивается подготовка и реализация управленческих решений. Содержание и последовательность осуществления управленческого труда объединяются в управленческий процесс , который формируется, развивается и совершенствуется вместе с организаций. Он всегда целенаправлен, т.е. связан с необходимостью определенных действий в рамках конкретной хозяйственной ситуации. Необходимо добиться конкретной цели, которая связана с сохранением или преобразованием имеющихся или возникших обстоятельств, достигнуть положительного результата или предотвратить отрицательные последствия.

Исходная «сырая» информация после соответствующей обработки превращается в управленческое решение . Это один из элементов процесса управления. Управленческое решение является направляющим элементом (вектором) процесса управленческой деятельности. Налаженная практика принятия и реализации управленческих решений составляет организационный порядок (системность) в функционировании и развитии организации.

К снижению эффективности производственной деятельности приводит усложнение хозяйственной практики в современном мире, рост количества управленческих решений, их накапливание, возможное торможение их реализации. Возрастают требования к профессионализму управленцев, дифференциации их труда. Постепенное развитие самоуправления – использование сформированных у специалистов в различных областях деятельности управленческих компетенций.

Принципы управления:

Научный подход – совокупность глубоких знаний для своевременного и достоверного принятия решений;

Целенаправленность – совокупность методов, используемых для достижения целей организации в каждый период деятельности;

Последовательность – совокупность управляемых во времени и пространстве последовательных действий, позволяющих оптимально достигать целей;

Непрерывность – обусловлена соответствующим характером хозяйственных процессов;

Универсальность – совокупность общепринятых подходов в управлении;

Специализация – учет специфических (индивидуальных) условий применения общепринятых подходов в управлении в разных организациях;

Сочетание централизованного регулирования и самоуправления – условие оптимального выполнения поставленных задач всеми подразделениями организации;

Обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления.

Под управлением в самом общем смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений.

Управление - это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и проч.).

Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль называет шесть следующих функций (операций):

1) технические (производство, выделка и обработка);

2) коммерческие (покупка, продажа и обмен);

3) финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

4) страховые (страхование и охрана имущества и лиц);

5) учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т. д.);

6) административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

«Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

предвидеть, т. е. учитывать грядушее и вырабатывать программу действия;

организовывать, т. е. строить двойной - материальный и социальный - организм предприятия;

распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать;

координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

контролировать, т. е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

Виды управления.

Традиционно выделяются следующие виды управления:

1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами);

2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов);

3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций и операций.

Особым видом деятельности является управление. Оно осуществляется на разных уровнях и направлено на развитие системы. Существуют разные виды управления. Это позволяет направлять движение объекта в нужном направлении для достижения поставленных целей. Об особенностях, видах и функциях управления пойдет речь далее.

Признаки управления

Прежде чем начать изучение темы об организации производственных, социальных, государственных процессов, нужно рассмотреть понятие и виды управления. Это понятие подразумевает процесс воздействия на определенную систему. В результате получается достигнуть ее упорядоченности, направлении движения в требуемую сторону. Управляемая система достигает поставленных целей, развивается и совершенствуется.

Подобное воздействие имеет ряд признаков. Обязательно наличие субъекта и объекта управления. При этом воздействие является качественным. Оно позволяет придать целостности, организованности системе.

Еще одним признаком управления является наличие четкой направленности действий руководства для достижения поставленной цели. Этот процесс преследует определенный, четко сформированный результат. Деятельность руководства обязательно служит общим интересам системы. Управление требует определенных ресурсов.

Разновидности

Существуют разные виды управленческого процесса. Их классифицируют по определенным признакам. В первую очередь следует рассмотреть основные виды управления. По показателю участия человека в этом процессе различают технический, безмашиннный, тип воздейсвия. Оно также может распространяться на организационные или природные системы. Во втором случае имеются в виду группы биологических организмов. Организационными системами называют социальные группы, коллективы, общество. Масштаб такого воздействия может быть разным.

Внутри организационных систем выделяют такие виды управления, как прямое воздействие и координацию. В первом случае процесс осуществляется в приказном режиме при помощи издания директив установленной формы. Координация позволяет согласовать действия разных, отделенных друг от друга групп.

Также виды управления различают по степени сосредоточения. По этому признаку воздействие на систему может быть централизованным, частично централизованным и децентрализованным. В этом случае руководящие органы находятся либо в одном центре, либо рассредоточены внутри системы (например по областям).

Прочие виды классификаций

Рассматривая, какие виды управления существуют сегодня, нужно уделить внимание иным подходам к классификации подобных воздействий. По характеру взаимодействия управляемой системы и окружающей средой бывает осуществление действий в конфликтной или неконфликтной ситуации. Также различают виды управленческой деятельности в зависимости от подчиненных объектов. Воздействие на систему может быть внутренним или внешним. Например, на предприятии деятельность руководства осуществляет внутреннее управление. Однако государство при помощи законодательных актов проводит внешнее управление этой системой.

Руководство может преследовать разные цели. Они могут быть долгосрочными или краткосрочными. Действия руководителей будут отличаться в зависимости от этого фактора. Методология воздействия может быть прямой, косвенной или смешанной. Кратность управленческих воздействий может быть одношаговой или многошаговой. Существуют и иные классификации. Однако они применяются реже.

Социальное управление

Рассматривая виды управления, следует отметить такую разновидность, как социальное воздействие. В первом случае под системой подразумевается все общество либо определенная его социальная группа, а также отдельные индивидуумы. Управление производится для упорядочивания их действий, сплочения, повышения организованности коллектива.

Социальное управление имеет несколько характерных признаков. Оно возможно там, где существует совместная деятельность группы людей. Они должны быть единым коллективом. Воздействие на подобные социальные группы должно быть упорядоченным и последовательным.

Еще одним признаком социального управления является направленность на достижение конкретных целей. Субъекты управления наделяются определенной властью. Объекты управления подчиняются приказам руководящих органов. Они имеют определенную степень свободы действий. Однако при создании определенных указаний руководителем, все составляющие системы должны подчиняться изданным приказам. При этом команды и приказы должны быть реализованы в рамках единого механизма.

Составные части социального управления

Существуют разные виды структур управления социальными группами. К ним относятся государственное, муниципальное, общественное самоуправление. Между объектами и субъектами таких систем существуют управленческие связи. Они могут быть прямыми и обратными.

К субъектам управления относятся отдельные индивидуумы, коллективы, а также общество в целом. Под прямыми связями подразумевают целенаправленное воздействие руководителя на подвластную ему систему. Обратной связью называется информационный канал, при помощи которого объекты управления передают отчет о выполнении поставленных перед ними задач.

Стадии процесса

Социальное управление включает в себя такое понятие, как цикл. Это несколько взаимозависимых стадий воздействия на систему, которые позволяют выполнить определенные задачи участниками группы.

Процедура социального управления проводится в несколько стадий. Сначала анализируется сложившаяся ситуация, вырабатываются и принимаются решения относительно ее улучшения. Перед участниками группы ставятся конкретные задачи. Они их исполняют. Руководитель контролирует выполнение процесса достижения поставленной цели, при необходимости проводит корректировки. Заключительным этапом является подведение итогов.

Функции

Рассмотрев виды управления организацией и обществом, нужно уделить внимание функциям подобных воздействий. Они обусловлены назначением этого процесса для общества. Это наиболее типичные, стандартные направления деятельности руководящих органов.

Основными признаками функций управления социальной группой является обусловленность социальной направленностью и стабильностью процесса. Это внешнее проявление определенных свойств системы. Также признаком функций управления является направление активного действия руководства, которые предопределяются поставленными ранее целями, задачами.

Функции могут быть общими, которые характерны для всех типов систем, а также специальными. Второй вариант присущ только конкретной социальной группе. Также функции могут быть обеспечивающими. Они подготавливают почву для выполнения поставленных руководством задач. Это, например, может быть обеспечение требуемыми ресурсами, кадрами и т. д.

Разновидности функций

Существуют разные подходы к классификации видов функций управления. В соответствии с направлением влияния они бывают внешними и внутренними. Если учитывать время действия, то выделяют постоянные и временные функции. При их разработке учитывают особенности системы.

Общими для всех социальных групп функциями управления являются следующие воздействия:

  • прогнозирование - позволяет предвидеть перспективы в будущем;
  • обеспечение информацией - получение, обработка и анализ, хранение нужной для принятия решений информации;
  • моделирование - создание модели поведения всех элементов системы в определенных обстоятельствах;
  • организация - создание системы управления, ее принципов;
  • планирование - выбор направлений и темпов их достижения;
  • координация - согласование действий всех объектов;
  • распорядительство - формирование краткосрочных заданий исполнителям;
  • регулирование - создание общих требований;
  • контроль - определение соответствия действий объектов управления поставленным задачам.

После проведения перечисленных функций руководство фиксирует всю информацию за период. Учет ведется в количественных выражениях. На основании этого подводятся результаты.

Государственное управление

Рассматривая виды систем управления, нужно отметить такой вид деятельности, как государственное воздействие на систему. В узком понимании оно представляет собой подвластную законодательству работу органов исполнительной власти страны. В широком понимании такая деятельность представляет собой воздействие на систему всех органов государства для реализации своих полномочий.

Существуют определенные признаки государственного управления. Такое воздействие носит исполнительно-распорядительный, юридически властный характер. Подобная деятельность осуществляется непрерывно, планово и постоянно. Работа управленцев обусловлена действующим законодательством и направлена на его исполнение.

Также признаком государственного управления является наличие иерархических (вертикальных) и горизонтальных связей внутри системы. Деятельность может осуществляться как в правовых, так и неправовых формах. Она обеспечивается системой гарантий. При нарушении установленных законодательством принципов управленческой деятельности следуют негативные последствия. Имеется в виду ограничение прав и свобод.

Цели государственного управления

Существующие виды государственного управления преследуют четко установленные цели. Они могут быть разными. Социально-экономические цели направлены на создание порядка в жизни общества, что позволяет удовлетворить публичные интересы. Этот вид управления ведет к достижению экономического благосостояния, а также созданию и регулировке определенных экономических отношений внутри государства.

Политические цели управления направлены на привлечение к процессу всех главных политических сил в стране. Это способствует рассмотрению разных точек зрения, принятия позитивных предложений, которые способствуют совершенствованию всех структур, а также развитию всех людей в обществе.

Обеспечительные цели направлены на защиту прав и свобод граждан. Это нужно для достижения высокого уровня общественной безопасности, законности.

Организационно-правовые цели способствуют формированию правовой системы и реализации функций управленческих структур при помощи демократических институтов.

Общие принципы

Все существующие виды государственного управления базируются на общих фундаментальных принципах. Они делятся на общие и организационные основополагающие идеи. К первой группе относятся такие принципы:

  • законность;
  • демократизм;
  • объективность;
  • научность;
  • конкретность;
  • разделение видов власти;
  • федерализм;
  • эффективность.

Перечисленные принципы являются общими для всех уровней государственной власти. Пренебрежение ими влечет наступление ответственности руководителем перед законом.

Организационные принципы

Разные виды управления государством основываются также на организационных принципах. Это позволяет в точности выполнять общие задания и цели, установленные для системы. Организационные принципы бывают следующими:

  • отраслевой;
  • территориальный;
  • линейный;
  • функциональный;
  • двойного подчинения;
  • сочетание коллегиальности и единоначалия.

Эти принципы выполняют на местах и на каждом уровне управления.

Эффективность управления

Существующие виды методов управления подчиняются единым требованиям. Это обеспечивает эффективность процесса. Управление должно быть устойчивым и оперативным. Руководители должны быстро реагировать на изменения, производящие внутри и снаружи вверенной им системы.

Реализация поставленных целей и задач путем правильного управления должна поводиться непрерывно. Все стадии проходят последовательно, без перерывов и пауз. Управление должно быть эффективным. Это главное требование, которое выдвигается к этому процессу.

Рассмотрев виды управления, его функции и составляющие, можно понять важность этого процесса. Поэтому к подобной деятельности выдвигаются высокие требования. Без грамотного управления невозможно гармоничное развитие системы.

Большинство учёных XXI века проводят исследования человека с точки зрения его социального взаимодействия с окружающим миром. Подобные действия помогают выделить наиболее эффективные способы общественного регулирования. Следует отметить, что процесс поиска начался задолго до появления существующей цивилизации. Интересен тот факт, что уже во времена Древнего Рима люди знали: наиболее удачным "изобретением" регулирования общественных отношений является право. С того времени эта концепция не утратила своей силы .

Система российского права состоит из отраслей, отличающихся друг от друга предметом регулирования, под которым понимаются общественные отношения, складывающиеся в той или иной сфере жизнедеятельности общества. Административное право связано с таким социальным явлением, как управление (от лат. administratio - "управление"), которое стало универсальным средством для обозначения вида деятельности, осуществляемой для достижения общественно значимых целей.

В широком смысле слова управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Управление как родовое понятие есть упорядочение взаимодействия определенного множества составных частей или элементов механических систем, природы, общества и самого человека. Определение управления позволяет выявить следующие его виды: управление в технических системах; управление в биологических системах; управление в социальных системах.

Однако для раскрытия содержания управления, его функционального назначения, необходимо сказать о характерных чертах управления. Оно:

1) представляет собой функцию организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающую их целостность, сохранение их определенной структуры, поддержание должного режима их деятельности и достижение стоящих перед ними задач;

2) служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов, представляющего единое целое с общими для всех элементов задачами;

3) является внутренним качеством целостной системы, основными элементами которой являются субъект управления (управляющий элемент), объект управления (управляемый элемент) и субординационные отношения (отношения управления) между ними. Между субъектом и объектом управления существуют как прямая (подача команд, распоряжений), так и обратная (информирование о выполнении или невыполнении команд субъекта управления) связь. Субъект управления наделяется соответствующими полномочиями по осуществлению управления, властью, т.е. обладает способностью подчинять своей воле поведение управляемых;

4) обусловливает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера;

5) сводится к управляющему воздействию субъекта управления на объект управления, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в соответствии с закономерностями ее существования и развития. Таким образом, управление есть целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом управления и осуществляемое непосредственно субъектом управления;

6) реально тогда, когда налицо подчинение управляемого элемента системы ее управляющему элементу.

Названные черты управления приемлемы и для социального управления, одним из видов которого является государственное управление - предмет регулирования административного права .

Прежде чем рассматривать понятие управления и виды управления в административном праве, нужно обратить внимание на многогранность этого термина вообще. Следует отметить, что он используется сразу в нескольких отраслях человеческой жизнедеятельности.

Вам также будет интересно:

«Шелковый путь»: Китай не может без России
Китай на протяжении последних лет безуспешно выстраивал маршрут в обход России, и, похоже,...
Отрасли, нуждающиеся в импортозамещении
С 12 по 14 сентября в МВЦ «Крокус Экспо» при поддержке Правительства России, а также...
Жизненный цикл и структура проекта Жизненный цикл проекта фазы стадии и этапы
Информационные технологии и управление предприятием Баронов Владимир Владимирович...
Главный секрет ПАК ДА: каким будет новейший российский бомбардировщик
ПАК ДА, заводское обозначение: «изделие 80», он же «Посланник», разрабатывается компанией...
Спектральные аппараты презентация
Cлайд 1 Cлайд 2 Содержание Виды излучения Источники света Спектры Спектральные аппараты...