Бизнес. Заработок. Кредит. Недвижимость. Копирайт

Список наиболее известных электронных библиотек Удобная онлайн библиотека

Уточнены права и обязанности начальника железнодорожной станции

Как повысить уникальность текста — советы рерайтерам

Работодатель не предоставляет работу и не платит зарплату: что делать?

Государственное управление как разновидность социального управления

Выставка Анни Лейбовиц в Эрмитаже (39 фото) Энни лейбовиц семья

Стрелка институт, концертный зал

Как осуществляется фотография рабочего времени

Повышение качества обслуживания клиентов

Почему Алиэкспресс не дает открыть спор?

Счет фактура без гтд. Гтд в счет фактуре. Указана не конкретная страна, а написано «ЕС»

Презентация «Аквариумные рыбки» для детей средней группы

О проблеме профориентации школьников

Что такое торг уместен. Торг – это что? Понятие в разных сферах жизни. Бесплатное отдавайте за деньги

Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства: описание профессии, инструкции

Саммит шелковый путь. «Шелковый путь»: Китай не может без России. Китай никому не навязывается

Китай на протяжении последних лет безуспешно выстраивал маршрут в обход России, и, похоже, пришел к выводу, что без России "Шелковый путь" не состоится. 14-15 мая 2017 года в Пекине состоится саммит Шелкового пути, куда пригласили президента России. Как отмечают эксперты RT, Владимир Путин станет главным гостем саммита.

Стратегии "Один пояс — один путь" является создание транспортно-логистической системы, связывающей Китай со странами Евразийского континента.

"Морской Шелковый путь XXI в." - большая часть грузов доставляется из КНР по морю через Суэцкий канал и Средиземное море. Сегодня это относительно недорогой путь, но слишком долгий. Например, до портов Санкт-Петербурга морской контейнеровоз идёт примерно 30-40 дней.

"Экономический пояс Шелкового пути" - сухопутный путь с которыми возникли сложности. Пока на сухопутные перевозки приходится лишь 6% грузов, следующих из Китая, причём большая их часть транспортируется по Транссибирской магистрали.

Мощности Трансиба хватает для перевозки огромного количества грузов. Но есть проблемы. Например, железнодорожная колея. Еще со времен царя Николая Первого железнодорожная колея в России (1520 мм) не совпадает с европейской (1435 мм) и как следствие - с китайской.


Раньше вагоны фактически переставляли с одной платформы на другую. Потери были несущественными - около 2 часов на 16-18 вагонов. Сейчас в РЖД создали специальные платформы нового поколения с автоматическим изменением ширины колесных пар на скорости до 60 км/ч. С ними временные потери нивелировались.

Транссиб нуждается в инвестициях и модернизации.

"Россия рассчитывает на инвестиции в развитие российской инфраструктуры, в том числе транспортных систем, это основа экономической составляющей Шёлкового пути. Но получать эти инвестиции придётся на конкурсной основе, нужна будет напряжённая совместная работа, — отметил главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский. — Подключение к Шёлковому пути — это шанс для России качественно улучшить инфраструктуру, в том числе транспортную".

Сухопутные схемы
Первый и самый рискованный маршрут должен был пройти через Афганистан, Ирак, Иран и Турцию. Но война в Сирии и ДАИШ помешали реализации плана. Возможно, потом Китай и вернется к этому варианту.

Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) — должен был пройти через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Но наличие двух морских переправ через Каспийское и Чёрное море затрудняет прохождение грузов. Две недели - это минимум, а любой шторм может затянуть сроки прохождения груза.

Третий путь в обход России — через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Украину. Проблемы возникли те же, что и у проекта ТМТМ - морские переправы. Пробный поезд без груза прошел путь за 15 дней за счет отсутствия таможенных проверок.

Четвертый вариант - "российский" маршрут через Казахстан, Россию, Белоруссию и Польшу. Состав, нагруженный китайскими товарами прибыл в Лондон 18 января 2017 года, преодолев 12 тыс. километров за 18 суток без каких-либо проблем. Членство Казахстана, России и Белоруссии в ЕАЭС помогли сэкономить время на транзите товаров через границы. На пути нет морских переправ или горных хребтов.

Россия, и Китай заинтересованы в сотрудничестве - в совмещении проектов Шелкового пути и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В перспективе процесс сотрудничества ЕАЭС и Шелкового пути может стать основой для формирования Большого евразийского партнерства с участием Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

В эти дни Пекин стал мировой столицей. Из Москвы до Пекина на поезде за двое суток. Возможно ли такое? Возможно, и довольно скоро. Сегодня в Пекин прибыл президент России Владимир Путин для участия в форуме «Один пояс - один путь». На форум прибыли 28 глав государств и правительств.

Все мы знаем о Великом шелковом пути из Китая в Европу. Он существовал тысячи лет, еще со времен Римской империи. Именно по этому пути в Европу попали порох и бумага - китайские изобретения. Потом Китай ослаб, и Великий шелковый путь оказался не нужен. Китай снова силен. И несколько лет назад выступил с инициативой нового проекта - возрождение великого пути. И даже больше. Это не просто путь. Это проект вовлечения в единое экономическое пространство большинства стран Евразии.

Строительство скоростной железной дороги от Тихого океана до Атлантического в планах этого грандиозного проекта. Поэтому из Москвы до Пекина действительно можно будет доехать на поезде за двое суток.

Если говорить в целом об этой инициативе, «Один пояс - один путь», то пока трудно даже оценить общие инвестиции. Но ясно, что речь будет идти о триллионах долларов. И Россия, с ее огромным пространством, запасами природных ресурсов, с научным потенциалом, может играть в этом проекте первые роли.

Церемония открытия более чем лаконична - через три с лишним года после первого упоминания китайцами грандиозного проекта «Один пояс - один путь» на форуме уже не нужны декорации для привлечения внимания. В зале почти три десятка глав государств. Те же, кого в Поднебесной называют друзьями, в первом ряду, по левую руку от китайского президента Си Цзиньпина турецкий, Рэджеп Эрдоган, по правую - президент России Владимир Путин. Российский лидер вышел на трибуну вторым. И его речь вышла далеко за пределы формальных слов о российско-китайской дружбе. Путин говорил о будущем всей Евразии, партнерстве, которое способно изменить политический и экономический ландшафты всего континента, а может, и всего мира.

«Многие прежние модели и факторы экономического развития практически исчерпаны. Протекционизм становится нормой, а его скрытой формой являются односторонние нелегитимные ограничения, в том числе и на поставку и распространение технологий. Идеи открытости, свободы торговли сегодня все чаще отвергаются. Причем часто теми, кто совсем недавно выступал их поборником. Дисбалансы в социально-экономическом развитии, кризис прежней модели глобализации ведут к негативным последствиям для отношений между государствами, для международной безопасности.

Бедность, социальная неустроенность, колоссальный разрыв в уровне развития стран и регионов порождают питательную среду для международного терроризма, экстремизма, незаконной миграции. Мы не справимся с этими вызовами, если не преодолеем стагнацию, застой в глобальном экономическом развитии», - заявил Владимир Путин.

Евразийский мегапроект «Один пояс - один путь» - по сути - это тот же Великий Шелковый путь, по которому из Азии в Европу еще до нашей эры шли караваны с порохом, специями и шелком, конечно.

Современное прочтение Шелкового пути объединяет в себе наземные транспортные коридоры, железные дороги, прежде всего, и морские транспортные пути. Южный, из Китая - в Грецию огибая берега стран Азии и Востока. И Северный - иначе, российский Северный морской путь, о потенциале которого сегодня напомнил Владимир Путин.

«Мы последовательно модернизируем морскую, железнодорожную, автомобильную инфраструктуры, расширяем пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Значительные ресурсы вкладываются в обустройство Северного морского пути, чтобы он стал глобальной конкурентной транспортной артерией. Если смотреть шире, инфраструктурные проекты, заявленные в рамках ЕврАзЭС и инициативы "Один пояс - один путь", в связке с Северным морским путем способны создать принципиально новую транспортную конфигурацию евразийского континента. А это ключ к освоению территорий, оживлению экономической и инвестиционной активности. Давайте вместе прокладывать такие дороги развития и процветания», - сказал Владимир Путин.

В кулуарах форума российский президент поговорил, как говорят дипломаты, на ногах с турецким лидером Реджепом Эрдоганом. Всего же в Пекин представители сотни стран. Никто не хочет оказаться на обочине нового Шелкового пути. Во многих столицах на пути от Пекина до Лондона, рассчитывают на многомиллиардные инвестиции из Поднебесной. Россия же среди тех стран, что готовы самостоятельно вкладываться в будущее единой Евразии.

«Россия готова не только торговать, но и инвестировать в создание на территории стран-партнеров совместных предприятий и новых производств, в развитие промышленной сборки, сбытовых и сервисных услуг. Важно, чтобы предприниматели наших стран вместе зарабатывали и добивались успеха, создавали конкурентоспособные технологические и производственные альянсы. Чтобы такая кооперация была эффективной, нужно двигаться в сторону унификации, а в перспективе - и к разработке единых стандартов, норм технического регулирования как для традиционных промышленных и сельхозтоваров, так и для новой высокотехнологичной продукции», - заявил российский президент.

Даже мелодия песни «Московские окна», которую Владимир Путин исполнил на рояле в ожидании начала двусторонней встречи с китайским лидером, в духе мира без границ.

В Китае высоко ценят то, что России выступает против политики протекционизма, то, что несмотря на санкции, преодолела сложности в развитии и удержалась от воинственной риторики.

«Перед лицом сложной, быстро меняющейся ситуации в мире, Китай и Россия проявили чувство ответственности в качестве великих государств, прилагая усилия к политическому урегулированию ситуации в Сирии, ядерной проблеме Корейского полуострова, сыграли стабилизирующую роль в обеспечении мира», - заявил Си Цзиньпин.

«Нам как никогда нужны новые механизмы сотрудничества, раскрытия дверей друг для друга, снятия различных барьеров и препятствий. Нам удалось преодолеть негативные тенденции и добиться возобновления роста двустороннего товарооборота - на 4% в 2016 году, и в январе-марте текущего года темпы роста составили уже 37%. Но, что особенно важно и что нас радует, - меняется структура нашего товарооборота, увеличивается доля машинотехнической и сельскохозяйственной продукции. Причем это потоки в обе стороны», - отметил Владимир Путин.

Дальнейшее развитие отношений лидеры двух стран обсудили за закрытыми дверями. Вновь оказались в поле зрения телекамер уже только во время рабочего завтрака.

Российский дом приемов в одном из особняков. Вслед за китайским другом Путин принимает европейских друзей: лидеров Чехии и Греции.

Встреча с Милошем Земаном сразу же вышла за рамки формального протокола. То, что это будет дружеский разговор, стало очевидно, когда чешский президент отказался от переводчика, и по-русски обратился к министру Лаврову.

Милош Земан: «Господин министр, вы также курящий, как и я? Но г-н президент запрещает курить».

Сергей Лавров: «Не столько господин президент, сколько наша Госдума».

Владимир Путин: «Несколько лет назад мы тоже здесь, в Китае, встречались с вами на полях международного мероприятия... Перевод?»

Милош Земан: «Не надо переводить, мы все разумеем, какой-то русский диалект. Может быть диалект России».

Владимир Путин: «Литературный русский язык».

Милош Земан: «Да!»

Владимир Путин: «В сфере экономики, несмотря на спад предыдущих лет, у нас в начале этого года наблюдается рост товарооборота. Даже более чем на 44%. Это хороший признак и хорошая тенденция, которую нам нужно будет сохранить».

Милош Земан: «Растет число туристов, это очень положительно».

На переговорах с греческим премьером Алексисом Ципрасом без переводчиков было уже никак. И все равно дела идут в гору - растут турпоток и товарооборот между Москвой и Афинами. Интеграционное сотрудничество стран Евразии уже сейчас не только приносит миллиардную прибыль и сотни тысяч рабочих мест, но и помогает преодолеть социальную неустроенность и разрыв на уровне развития стран. Впрочем, у каждого из регионов громадного материка все еще есть по списку нерешенных проблем.

Российская делегация привезла на форум готовое решение - разработанный Москвой проект «Энергетическое кольцо». Москва уже давно готова начать поставки. Тем более они актуальны теперь, когда Китай задумался про электрический шелковый путь - Азиатскую сеть ультравысокого напряжения. И, судя по тому, как Владимира Путина принимают в Китае, очевидно, что у России с соседями по континенту впереди еще не один проект подобных масштабов.

После встречи с премьером китайского Госсовета, совместного фото премьеров и президентов, вечер высоких гостей Пекина продолжился за торжественным ужином. Первый тост - от главы КНР Си Цзиньпина.

Когда на улице уже стемнело, участников первого форума «Один пояс - один путь» ждал еще и гала-концерт в Китайском большом театре. На первый взгляд, вполне традиционное восточное шоу, а если приглядеться - смесь культурных традиций всего континента.

  • 1124 9
  • источник: www.finanz.ru
  • В понедельник в Пекине завершился двухдневный форум стран-участниц проекта "Новый шелковый путь", который был запущен властями Китая в 2013 году и предполагал создание сухопутного транспортного коридора из КНР в Европу, в том числе через территорию России.

    Удачно вписанный в поворот внешней политики на Восток, китайский "Шелковый путь" сразу же получил одобрение на самом высоком уровне российского руководства и рассматривался как источник живительных иностранных инвестиций в условиях санкций Запада.

    На саммита-2017 российскую делегацию в Пекине возглавлял президент Владимир Путин. В своем выступлении он заявил о "застое мировой экономики", ответом на который должно стать создание "евразийского партнерства", которое бы "изменило ландшафт континента".

    Председатель КНР Си Цзиньпин на итоговой пресс-конференции провозгласил успех как саммита, так и проекта в целом, пообещав инвестировать в "инфраструктурные проекты, укрепление взаимных связей и борьбу с бедностью".

    Новая порция деклараций от российских и китайских официальных лиц призвана замаскировать тот факт, что на деле проект китайского "Шелкового пути" остается химерой, отмечают аналитики Сбербанка России.

    Доля транзита китайских грузов через территорию России и Казахстана составляет лишь 1,6%. Приток инвестиций также не состоялся.

    Два года назад Китай объявил о создании Фонда Шёлкового пути (ФШП) объёмом 40 млрд долларов и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом 100 млрд долларов.

    Но ФШП за все время своего существования поучаствовал лишь в 5 проектах, а АБИИ выдал кредитов всего на 2 млрд долларов.

    "По итогам 3,5 лет, не существует даже конкретной карты наземного маршрута грузоперевозок из Китая в Европу. Имеется лишь список заявленных "экономических коридоров" - "Китай-Россия-Монголия", "Китай-Центральная Азия-Западная Азия" и т.д., которые Китай вписывает в перечень проектов Пояса и пути, хотя изначально они таковыми не были", - говорится в обзоре Сбербанка.

    В проект "Шелкового пути" планировали включить строительство ВСМ "Москва-Казань", финансировать которую, как ожидалось, будут частично китайские банки. Но Китай потребовал заметную долю в доходах и предоставление госгарантий на случай финансовой неудачи проекта. Российская сторона отказалась принять такие условия, и проект был заморожен.

    Отчасти проблемы финансовые, объясняет руководитель программы Россия в АТР Московского центра Карнеги Александр Габуев: морской маршрут по-прежнему в 1,5 раза дешевле сухопутного.

    Хотя проект Пояса и пути не выглядит экономически успешным, он остаётся одним из важнейших политических проектов Китая и декларации о его продвижении станут одним из важнейших аргументов в пользу вероятной пролонгации полномочий Си Цзиньпина, которая, как ожидается, произойдёт осенью 2017 года на 19 съезде КПК, отмечают в Сбербанке.

    Интересна статья?

В работе форума участвуют представители более 100 стран, в том числе 29 глав государств и правительств. Фото Reuters

Председатель КНР Си Цзиньпин пообещал вложить 124 млрд долл. в строительство портов, дорог и других видов инфраструктуры в мире. Открывая форум «Один пояс - один путь», он подчеркнул, что Пекин не стремится к усилению своего влияния, а хочет, чтобы все выиграли от проекта. Предложения Пекина нашли поддержку у президента РФ Владимира Путина. Но, как говорят эксперты, модернизация трассы Китай – Центральная Азия – Европа может снизить значение Транссиба. Кроме того, роль КНР в бывших советских республиках будет расти, а российская – падать.

Торговля – это важный инструмент экономического развития, сказал Си, давая старт саммиту, в котором участвуют лидеры 29 государств. Только в виде помощи развивающимся странам и международным институтам Китай намерен предоставить 9 млрд долл. При этом председатель КНР поспешил заверить дипломатов западных стран, что план Нового шелкового пути – это вовсе не попытка продвинуть интересы Китая в глобальном плане в ущерб другим.

«Мы не повторим старый путь, когда враги вели между собой игры за влияние. Вместо этого мы создадим новую модель сотрудничества и взаимной выгоды», – сказал он. Словом, идея китайская, но благодаря ей выиграют все.

Однако Япония и Индия воздержались от участия в форуме, опасаясь, что под лозунгом развития скрываются геополитические амбиции второй экономики мира. Как отмечает Би-би-си, руководители США и ряда других западных стран тоже не прибыли. Они подозревают, что Китай предъявляет претензию на глобальное лидерство в тот момент, когда Америка и Европейский союз заняты своими внутренними проблемами.

Судя по выступлению Путина в Пекине, Москва эти страхи не разделяет. «Россия видит будущее евразийского партнерства не просто как налаживание новых связей между государствами и экономиками, оно должно изменить политический и экономический ландшафт, принести Евразии мир, стабильность, процветание», – отметил он. На встрече с премьер-министром КНР Ли Кэцяном Путин сказал, что Россия и Китай не только преодолели спад в торгово-экономических связях, но и вышли на траекторию роста. Китай остается самым крупным торговым партнером РФ. По прогнозам китайского Министерства коммерции, по итогам года товарооборот увеличится до 80 млрд долл.

Путин заявил, что предстоящий визит Си Цзиньпина в Россию станет ключевым событием в двусторонних отношениях. «Наше правительство, администрация президента РФ, канцелярия ЦК КПК готовят целый пакет хороших документов, в том числе и план действий по реализации наших стратегических инициатив на ближайшие годы», – отметил он.

Несмотря на рост товарооборота, заявил Путин, Москве и Пекину есть над чем работать. По его словам, это касается международных проблем, где Россия и Китай всегда стоят «плечом к плечу» и поддерживают друг друга.

Неудивительно, что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков охарактеризовал встречу двух лидеров как «очень подробную, очень насыщенную». По его словам, Путин и Си произвели сверку часов по перечню актуальных вопросов двусторонних отношений и обменялись мнениями по региональной проблематике. Они, в частности, выразили обеспокоенность в связи с ракетными испытаниями КНДР

В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил, что безусловным выигрышем для России стали многие десятки крупных соглашений, долгосрочных контрактов, совместных проектов, позволяющих привлечь в различные отрасли экономики китайские инвестиции на миллиарды долларов. Это перспектива. Пока, правда, объем их в сравнении с другими странами невелик. По китайским данным, на 2015 год накопленные прямые инвестиции в РФ составили 14,01 млрд долл.

«Россия самым активным образом участвует в качестве транзитера в функционировании евразийской магистрали Китай–Казахстан–Европа. Модернизация этой трассы и ее более интенсивное использование может дать России помимо увеличения доходов от транзита еще и оживление движения по внутренним маршрутам, и толчок к развитию прилегающих территорий», – пояснил эксперт.

Однако для самой России модернизация и более активное использование трассы Китай – Центральная Азия – Европа наряду с безусловными плюсами имеет и очевидные минусы. А именно: при этом снизится интерес перевозчиков к Транссибу как к трансевразийскому коридору, который уже сегодня теряет очки в соревновании с этой трассой, поскольку пороками Транссиба давно уже стали наличие узких мест, малая скорость, завышенные тарифы, громоздкость процедур оформления грузов.

Частью будущей трассы должна стать скоростная железная дорога Москва–Казань. Решения насчет нее меняются. Стороны договаривались, кто что делает и кто что будет получать. Пришли к тому, что подвижной состав будут делать в России. Но Китай в принципе выставляет жесткие требования. Должны использоваться его оборудование, его рабочая сила и чтобы ему принадлежала доля предприятия. Такова ситуация в Мьянме, Пакистане.

Неизвестно, будет ли приносить прибыль дорога Москва–Казань. Но если она не будет прибыльной, то российское правительство обязуется покрывать убытки. Еще один минус для России, проистекающий из строительства Нового шелкового пути, заключается в том, что оно должно существенно увеличить экономическое и геополитическое влияние КНР в Центральной Азии, тогда как относительное влияние России при этом неизбежно будет сокращаться, заключил Ларин.

Как передало агентство АР, формальным предлогом, объясняющим отсутствие Индии на форуме, стало то, что китайские госкомпании работают в части Кашмира, контролируемой Пакистаном. Дели считает, что это фактически подтверждает притязания Пакистана. Но в действительности, как сказал «НГ» профессор МГИМО Сергей Лунев, противоречия между Индией и Китаем глубокие, они охватывают многие проблемы.

«В долгосрочном плане Индия рассматривает Китай как своего главного противника в Азии. Отношения двух стран характеризует полное недоверие друг к другу. Индийцев тревожат китайско-пакистанское сотрудничество и влияние Китая в Южной Азии. Курс индийцев в этом плане логичный, – подчеркнул эксперт. – У Индии и Китая общий подход к глобальным вопросам. Поэтому они сотрудничают в рамках треугольника Россия–Индия–Китай и БРИКС. У двух стран полное согласие по Афганистану и Центральной Азии. А вот в Южной Азии Индия всегда воспринимала себя как южноазиатского гегемона».

Российский президент может принять участие в саммите Шёлкового пути, который состоится 14-15 мая нынешнего года в Пекине. Как сообщил прессе российский посол в Китае Андрей Денисов, Владимир Путин уже получил приглашение от председателя КНР Си Цзиньпина.

Владимир Путин, предположительно, примет участие в форуме, находясь с рабочим визитом в Пекине. Саммит станет составной частью стратегии «Один пояс — один путь», провозглашённой Си Цзиньпином в 2013 году и включающей в себя создание «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI в.» Основной целью проекта является создание транспортно-логистической системы, связывающей Китай со странами Евразийского континента. Как отмечают эксперты, российский лидер станет главным гостем майского саммита в Пекине.

Сегодня большая часть грузов доставляется из КНР по морю: это относительно недорого, но долго, во всяком случае, до запуска Северного морского пути. Например, до портов Санкт-Петербурга морской контейнеровоз идёт примерно 30-40 дней.

На протяжении последних лет Пекин вёл переговоры с рядом государств — потенциальных участников проекта, нащупывая наиболее перспективные маршруты для сухопутного торгового пути. Пока на сухопутные перевозки приходится лишь 6% грузов, следующих из Китая, причём большая их часть транспортируется по Транссибирской магистрали.

Несмотря на то что Россия и Китай являются стратегическими партнёрами, Пекин активно тестирует альтернативные торгово-транспортные пути, пролегающие в обход РФ. Эта тактика объясняется стремлением диверсифицировать маршруты транспортировок.

Также Китай рассчитывает простимулировать развитие своих западных областей, которые получат прямой доступ на рынки стран-транзитёров.

Схемы пути

Первый и самый рискованный маршрут должен был пройти через Афганистан, Ирак, Иран и Турцию. Однако эти планы китайского руководства расстроила экспансия «Исламского государства»*, распространившегося в 2014 году за пределы Сирии. Не исключено, что Пекин вернётся в будущем к созданию ближневосточной ветви Шёлкового пути, но для этого в регионе сначала должна быть подавлена террористическая активность.

Ещё одна нитка торгового пути — Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, ещё одно название — Шёлковый ветер) — должна была протянуться через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию.

Главным недостатком маршрута является наличие двух морских переправ — через Каспийское и Чёрное море. Для оптимизации перемещения строится железная дорога Баку — Тбилиси — Карс, запуск которой позволит отказаться от паромной переправы через Чёрное море. Но даже одна переправа через Каспийское море может сильно затруднить прохождение грузов. По самым обнадёживающим оценкам, путь по маршруту «Шёлковый ветер» может занять около двух недель, однако любой шторм на Каспии способен растянуть эти сроки.

Третий путь пролегает также в обход России — через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Украину.

В январе прошлого года пробный состав был направлен из порта Черноморска (Одесская область) в Китай. Заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Омелян оценил продолжительность маршрута в 10-12 дней (чиновник даже допустил в перспективе сокращение транзитного срока до 9 дней), но поезд шёл в КНР 15 дней, переправившись на паромах через Каспийское и Чёрное море. И это при том, что пробный состав выехал из Черноморска без груза для более быстрого прохождения пограничных процедур.

Ещё один украинский состав, отправленный украинскими властями в Китай в начале 2016 года, попросту потерялся на территории Казахстана. По информации СМИ, состав был задержан в Карагандинской области из-за неуплаты транзитных пошлин.

В результате наиболее успешным стал «российский» маршрут: Казахстан — Россия — Белоруссия — Польша.

Состав, нагруженный китайскими товарами, проехал по европейской территории и прибыл в Лондон 18 января 2017 года, преодолев 12 тыс. километров за 18 суток без каких-либо накладок. Успех этого направления был вполне предсказуем. На маршруте нет морских переправ или горных хребтов, оптимален он и с точки зрения военно-политических рисков — государства, по которым он пролегает, не подвержены политическим катаклизмам. Ещё одним преимуществом является членство Казахстана, России и Белоруссии в ЕАЭС: единые таможенные правила облегчают транзит товаров через границы.

«Альтернативные маршруты оказались не очень окупаемыми, в этом случае большим вопросом остаётся то, какие товары поедут в составах обратно в Китай. Это необходимо для экономической загрузки транспортных магистралей. В этом смысле возможности российского направления могут показаться более привлекательными, например, можно говорить о поставках сырья в КНР», — отметил в интервью RT главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский.

Проблемные точки

Однако в торгово-экономическом взаимодействии РФ и КНР существуют проблемы. Даже с учётом всех преимуществ этого сотрудничества многие вопросы ещё требуют решения — и не в последнюю очередь с российской стороны. В частности, эксперты отмечают недочёты в российской транспортной инфраструктуре. Построенная ещё при Николае II Транссибирская магистраль до сих пор остаётся основным транспортным хабом, связывающим восточную и западную части России. Магистраль до упора загружена внутренними перевозками и в своём нынешнем состоянии выдержать увеличение транзитного потока из Китая просто не сможет.

«Россия должна проделать очень серьёзную «домашнюю работу», в частности, необходимо модернизировать и БАМ, и Транссиб, сейчас есть проблемы с безопасностью и скоростью передвижения грузов, — считает Петровский. — Ещё один важный аспект — готовность российской стороны участвовать в проекте сопряжения в законодательной области. Как пример: проект «Евразийская транспортная магистраль», которая должна пройти через Оренбургскую область и Урал на Запад. Китай уже построил свою часть пути, а с российской стороны движения нет из-за несовершенства правовых норм о государственно-частном партнёрстве на период более 10 лет. Это уже вопрос стратегического планирования, ещё очень многое предстоит сделать».

Схожей точки зрения придерживается и директор Координационного центра Международного конгресса промышленников и предпринимателей «Экономический пояс Шёлкового пути» Владимир Ремыга.

«Средняя скорость продвижения составов по Транссибу — 11,7 км/ч., это скорость велосипедиста. Магистраль перегружена, на ней много участков, где движение тормозится», — отметил эксперт в интервью RT.

Транссиб нуждается в инвестициях и модернизации, но Пекин может сделать ставку на другой маршрут: уже построена высокоскоростная магистраль до границы с Казахстаном, в этом году будет введена в эксплуатацию вторая её часть, идущая по казахстанской территории.

Однако, несмотря на все трудности, и Россия, и Китай заинтересованы в сотрудничестве — речь идёт не только о транзитной магистрали, а о всеобъемлющем совмещении проектов Шёлкового пути и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Для Пекина сотрудничество с ЕАЭС означает выход Шёлкового пути на принципиально новый уровень. А Москва, со своей стороны, заинтересована в инвестициях в свою инфраструктуру.

«Россия рассчитывает на инвестиции в развитие российской инфраструктуры, в том числе транспортных систем, это основа экономической составляющей Шёлкового пути. Но получать эти инвестиции придётся на конкурсной основе, нужна будет напряжённая совместная работа, — отметил Владимир Петровский. — Подключение к Шёлковому пути — это шанс для России качественно улучшить инфраструктуру, в том числе транспортную».

Единая философия

Кроме того, Москва рассчитывает вовлечь Китай в свои интеграционные проекты, масштаб которых не уступает китайскому плану «Один пояс — один путь».

  • Reuters

В мае 2015 года президент России и председатель КНР подписали совместное заявление о сотрудничестве в рамках Евразийского экономического союза и трансевразийского торгово-инфраструктурного проекта экономического пояса Шёлковый путь. Как пояснил помощник президента РФ Юрий Ушаков, целью сопряжения интеграционных проектов является «построение общего экономического пространства на всём Евразийском континенте».

Как пояснил Владимир Путин осенью 2016 года в интервью РИА Новости, в перспективе процесс сотрудничества ЕАЭС и Шёлкового пути может стать основой для формирования Большого евразийского партнёрства с участием Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

«Эта инициатива (по совмещению ЕАЭС и Шёлкового пути. RT .) предполагает новые подходы к формированию мирового экономического порядка, в этом заключается её сила и философия. Она заметно отличается от американских проектов, таких как Транстихоокеанское и Трансатлантическое партнёрство, где есть один лидер — США. А проекты Москвы и Пекина основываются на принципах равенства, базовый принцип — обоюдная выгода всех участников. Можно сказать, что у ЕАЭС и Шёлкового пути одна философия, и они могут дополнить друг друга», — подчеркнул Владимир Ремыга.

* «Исламское государство» террористическая групптровка, запрещённая на территории России.

Вам также будет интересно:

«Шелковый путь»: Китай не может без России
Китай на протяжении последних лет безуспешно выстраивал маршрут в обход России, и, похоже,...
Отрасли, нуждающиеся в импортозамещении
С 12 по 14 сентября в МВЦ «Крокус Экспо» при поддержке Правительства России, а также...
Жизненный цикл и структура проекта Жизненный цикл проекта фазы стадии и этапы
Информационные технологии и управление предприятием Баронов Владимир Владимирович...
Главный секрет ПАК ДА: каким будет новейший российский бомбардировщик
ПАК ДА, заводское обозначение: «изделие 80», он же «Посланник», разрабатывается компанией...
Спектральные аппараты презентация
Cлайд 1 Cлайд 2 Содержание Виды излучения Источники света Спектры Спектральные аппараты...