Бизнес. Заработок. Кредит. Недвижимость. Копирайт

Особенности проверки знания требований по охране труда План график проверки знаний

Варианты предъявления претензии

Как в ООО сменить учредителей?

Виды планов, формы планирования, экономика предприятия

Материальное стимулирование персонала компании

Представители школы научного менеджмента

Зачем нужно штатное расписание и как его составить К функциям штатного расписания относятся

Как правильно хранить ключ личной электронной подписи Хранение эцп в организации закон

Увольнение на больничном: можно ли увольнять, расчет больничных и сроки больничного листа

Презентация на тему "процесс электролиза"

Журнал предметно-количественного учета лекарственных средств: образец Как ведется предметно количественный учет лс в аптеке

Презентация на тему "концепция устойчивого развития"

Гарантийное письмо об оплате задолженности

Презентация на тему "Успешный человек

Электронные формулы атомов и схемы Электронно графическая схема возбужденного zr

Онлайн Инспекция Роструда: необходимость проведения специальной оценки условий труда на новых рабочих местах. Труд-Эксперт.Управление Проведение соут на новом рабочем месте

Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н.

Спецоценка: просто о сложном

Разбираемся с нюансами проведения спецоценки, предоставления гарантий работникам и уплаты взносов по ее результатам

С этого года все организации обязаны проводить спецоценк уч. 1 ст. 28 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее - Закон № 426-ФЗ) . А ее непроведение со следующего года чревато штрафами. Мы расскажем о некоторых нюансах.

Кого касается спецоценка

Малые предприятия тоже должны проводить спецоценку

Даже если у вас работает всего 2 человека - директор и бухгалтер, - вам надо проводить спецоценку. Никаких исключений для малых предприятий нет, и неважно, какая у вас численность работнико вч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Причем ваш директор должен лично участвовать в комиссии по спецоценк еч. 3 ст. 9 Закона № 426-ФЗ .

Отсутствие деятельности не освобождает от спецоценки

Если в компании оформлен только один директор и компания деятельности не ведет, спецоценку надо проводить, если у директора есть рабочее место вне дома. Если же он выполняет обязанности директора на дому, то проводить спецоценку не над о.

Для дистанционных рабочих мест и надомников не нужна спецоценка

Если все сотрудники фирмы - дистанционные и надомные работники, что указано в их трудовых договорах, то спецоценку проводить не над оч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ .

Безопасные условия труда не освобождают от спецоценки

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ

Даже если новое рабочее место аналогично уже существующим, все равно надо проводить спецоценк у.

Если по результатам аттестации условия труда в организации были признаны безопасными, то не надо было проводить повторную аттестацию. Однако на этом основании сейчас нельзя просто подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям без проведения их спецоценк ич. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Если проведенная спецоценка подтвердит безопасность условий труда на рабочих местах и в течение 5 лет после этого у вас не будет несчастных случаев (профзаболеваний), то повторную спецоценку вы можете не проводить. Достаточно будет подать декларацию о соответствии условий труда нормативным требованиям. Эта декларация будет действовать в течение еще 5 летч. 5, 7 ст. 11 Закона № 426-ФЗ .

В офисах надо проводить спецоценку

Если в компании только офисные рабочие места, спецоценку надо будет провести обязательн оч. 1, 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ . Но, скорее всего, она завершится для вас на этапе идентификации: если эксперт оценивающей организации не идентифицирует вредные и (или) опасные факторы на рабочих местах в вашем офисе, то условия труда на рабочих местах признаются комиссией допустимыми. Тогда второй этап спецоценки - исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов - не проводитс яч. 2 , ч. 4 ст. 10 Закона № 426-ФЗ .

Идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов - это первый этап специальной оценки условий труда на рабочих местах, она не проводится в отношении «вредных» рабочих мес тч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ , а именно:

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в Списк иподп. 1- 18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ ; Списки № 1 и № 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 для досрочного назначения трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, в связи с занятостью на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (повышение оплаты труда не менее чем на 4% от тарифной ставки (оклада), установленной для таких же работ с нормальными условиями труда, сокращенное рабочее время - не более 36 часов в неделю, дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней)статьи 92 , , , 219 ТК РФ ;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенной аттестации или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

И если спецоценка закончится для вас на этапе идентификации, то достаточно будет оформить по утвержденной форм еприложение № 1 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н декларацию соответствия рабочих мест установленным норматива мч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ . Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о спецоценке надо подать эту декларацию в трудинспекцию региона по месту нахождения компани ипп. 3- 5 приложения № 2 к Приказу Минтруда от 07.02.2014 № 80н :

  • <или> почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
  • <или> в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя;
  • <или> посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Роструда (сейчас сервис проходит финальную стадию тестирования).

Оценивают не штатные единицы, а рабочие места

Спецоценке подлежат все оборудованные рабочие места, имеющиеся в наличии, а не по штатному расписанию. Ведь в штатном расписании указаны должности, а не рабочие места. К тому же при многосменном режиме на одном рабочем месте может, сменяясь, работать несколько человек, должности которых указаны в штатном расписании. Или же на имеющемся оборудованном рабочем месте может никто не работать, так как эта должность в штатном расписании в момент проведения спецоценки вакантна.

Если нет «вредников», со спецоценкой можно не торопиться

Если у организации, которая раньше никогда не проводила аттестацию рабочих мест, нет «вредных» рабочих мест, то с проведением спецоценки можно не спешить. Вам надо завершить спецоценку до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

Сроки проведения спецоценки

Для новых фирм сроки те же, что и для действующих

Спецоценку рабочих мест вновь созданных организаций надо провести в течение полуго дап. 1 ч. 1 , ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ .

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

“ Вновь созданные организации обязаны проводить внеплановую оценку рабочих мест, так как все рабочие места у них вновь организованны еп. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ . Работодатель обязан отразить все вновь организованные рабочие места в структуре организации, в частности в технической документации, либо в локальных нормативных актах. Если рабочее место вводится в эксплуатацию путем составления акта приемки - то со дня подписания акта. В других случаях днем введения рабочего места в эксплуатацию следует считать включение должности, по которой работник трудится на вновь созданном рабочем месте, в штатное расписание организаци и” .

Вместе с тем если вы планируете открыть фирму в ближайшее время и там не будет «вредных» рабочих мест, то спецоценку вы можете проводить поэтапно в течение 5 лет, то есть до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ

Когда проводить спецоценку, если срок действия аттестации истекает в 2014 г.

Если срок действия аттестации, по результатам которой условия труда были признаны допустимыми, истекает в 2014 г. и в организации нет «вредников» по Спискам, проводить спецоценку можно поэтапно до конца 2018 г.ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ Ведь у вас нет «вредных» рабочих мест.

Спецоценку можно проводить до истечения срока аттестации

Если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1- 3.4) и (или) опасные (класс 4) условия труда, а организация провела мероприятия по улучшению условий труда, то дожидаться окончания срока действия аттестации не обязательно. Можно провести спецоценку и раньше. Ведь если по результатам спецоценки условия труда будут признаны допустимыми (2 класс), то с даты утверждения отчета о спецоценке вы больше не обязаны будете предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, а также уплачивать взносы в ПФР по доптариф уч. 3, 4 ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ (далее - Закон № 421-ФЗ); ч. 2 ст. 58.3 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ .

Как проводить спецоценку

Аттестующие организации пока могут проводить спецоценку

Перечень аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, можно найти: сайт Минтруда → Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда

За проведением спецоценки можно обратиться в ту же организацию, которая проводила у вас аттестацию рабочих мест.

Эта фирма вправе проводить спецоценку до истечения срока действия аттестата ее испытательных лабораторий. Если срок действия аттестата истекает в этом году, то она может проводить спецоценку до его окончани яч. 1, 2 ст. 27 Закона № 426-ФЗ .

Рабочие места «разъездников» оценивают в общем порядке

Как провести спецоценку рабочих мест сотрудников с разъездным характером работы, выполняющих ремонтные и монтажные работы по месту нахождения организаций-заказчиков, нам рассказали в Роструде.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Спецоценка условий труда работников с разъездным характером работы (это должно быть отражено в трудовом договоре) проводится в общем порядке в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Спецоценке может подлежать часть таких рабочих мест с отнесением других рабочих мест к аналогичным.

При заключении трудовых договоров, в соответствии с которыми работник будет выполнять работу не по месту нахождения работодателя, можно в них предусмотреть дополнительные условия, в частности о рабочем месте. Тогда спецоценка условий труда будет проводиться как раз на тех рабочих местах, которые указываются в трудовом договор е” .

Роструд

На спецоценке аналогичных рабочих мест можно сэкономить

Если комиссия по проведению спецоценки, определяя перечень рабочих мест, выявит аналогичные, то проводить спецоценку каждого такого места не нужно - хватит проверки 20% от их общего количества (но не меньше двух таких рабочих мест)ч. 5 ст. 9 , ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ . Однако если в процессе спецоценки выяснится, что хотя бы одно из таких рабочих мест не отвечает признакам аналогичности, спецоценку придется провести на всех рабочих места хч. 5 ст. 16 Закона № 426-ФЗ .

Аналогичные рабочие места - это рабочие мест ач. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ :

  • расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на которых трудятся работники:

Одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;

В одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;

С использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;

Обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Итоги спецоценки

Куда надо направлять результаты спецоценки

По результатам спецоценки проводившая ее специализированная организация оформляет отче тч. 1- 3 ст. 15 Закона № 426-ФЗ по утвержденной форм еприложение № 3 к Приказу Минтруда от 24.01.2014 № 33н . Он должен быть подписан всеми членами комиссии по спецоценке, включающей представителей работодателя и работнико вч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ . Вы можете, но не обязаны направить результаты спецоценки в трудинспекцию по месту нахождения. Это имеет смысл делать, чтобы подстраховаться на случай, если оценивающая организация не введет данные в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спецоценки. Она обязана будет это делать с 2016 г. Тогда данные введет трудинспекция.

Форму отчета о проведении специальной оценки условий труда в электронном виде можно найти: раздел «Законодательство» системы КонсультантПлюс

Если у вашей компании есть сайт, то вы обязаны разместить сводные данные о результатах спецоценки на нем в течение 30 календарных дней со дня утверждения отчет ач. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ .

Кроме того, вы должны в письменной форме ознакомить работников с результатами спецоценки также в течение 30 календарных дней, исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуск ап. 4 ч. 2 ст. 4 , ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ .

Указываем условия труда на рабочем месте в трудовом договоре

В трудовом договоре обязательно должны быть указаны условия труда на рабочем мест ест. 57 ТК РФ . Речь идет о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки. Это условие может выглядеть так.

3.5. Условия труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности являются допустимыми условиями труда (2 класс), что подтверждается отчетом о проведении специально оценки условий труда, утвержденным 01.07.2014.

После проведения спецоценки и утверждения отчета о спецоценке такое условие надо включать в трудовой договор сразу при его заключении с новыми работниками. Если трудовой договор был заключен до проведения спецоценки, то это условие включается в трудовой договор после ее проведения дополнительным соглашение мст. 57 ТК РФ ; . Если сотрудник принят на работу на вновь созданное рабочее место, в отношении которого проводится внеплановая спецоценка в течение 6 месяцев с момента его создани яп. 1 ч. 1 , ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ , такое условие также включается в трудовой договор путем заключения дополнительного соглашения после утверждения отчета о спецоценке.

Какие компенсации «за вредность» положены работникам в этом году

До проведения спецоценки вы должны предоставлять работникам те же гарантии и компенсации, что и в прошлом году, если по результатам аттестации были установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1- 3.4) и (или) опасные (класс 4) условия тру да

  • дополнительный отпуск не менее 7 календарных дней;
  • сокращенная рабочая неделя не более 36 часов.
  • Если впоследствии спецоценка подтвердит прежние условия труда, то гарантии и компенсации надо будет предоставлять в тех же размерах, что и до проведения спецоценк ич. 3 ст. 15 Закона № 421-ФЗ . И только если спецоценка признает условия труда допустимыми, работникам не надо будет предоставлять гарантии и компенсации «за вредность »Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298 .

    Если по результатам спецоценки объем предоставляемых работнику гарантий и компенсаций (надбавка к зарплате, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск) изменился, надо заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, изменяющее его положения об условиях труда и предоставляемых гарантиях и компенсация х

    . Прекратить уплату взносов в ПФР по доптарифу вы сможете, только если те же условия труда установит спецоценка.

    Когда за «вредников» не надо платить взносы в ПФР по доптарифу

    Если по результатам аттестации по всем рабочим местам установлены вредные (класс 3, степени вредности 3.1- 3.4) условия труда, но ни одна из должностей не указана в подп. 1- 18 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и в Списках № 1 и № 2утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 , то платить взносы в ПФР по доптарифу не над оПисьмо Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113 (п. 1) . Ведь ваши сотрудники не заняты на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

    Если у вас есть «вредные» рабочие места, то вам, возможно, имеет смысл поторопиться со спецоценкой, не дожидаясь истечения срока действия результатов аттестации. Ведь только это позволит вам сэкономить на взносах в ПФР по доптарифу, если условия на рабочем месте, включенном в «пенсионные» Списки, будут признаны допустимыми.

    ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381). Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 ТК РФ). Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).

    Сроки специальной оценки условий труда

    Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч.


    2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Шаг 4.

    Статья 17. проведение внеплановой специальной оценки условий труда

    Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления. Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв.
    приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п.

    Специальная оценка условий труда в 13 шагов: к проведению готовы!

    С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет. Тем не менее есть и ряд особенностей, которые необходимо учитывать работодателю, чтобы избежать административной ответственности (ч.

    2 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Рассмотрим порядок проведения спецоценки подробнее. Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности.

    Новая организация: когда проводить соут?

    Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/). Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).


    Шаг 6.

    Нужно ли проводить соут на вновь созданных рабочих местах

    • Главная
    • Полезные материлы
    • Вопрос-Ответ
    • Новая организация: когда проводить СОУТ?

    27 января 2017 Сохранить Версия для печати Вопрос В какие сроки необходимо провести во вновь созданной организации специальную оценку условий труда? С момента регистрации организации или с момента приема сотрудников? Ответ Провести специальную оценку условий труда необходимо в течение 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию рабочих мест. На вакантном рабочем месте (т. е. при отсутствии работника) специальная оценка условий труда не проводится. Обоснование В ст. 22 Трудового кодекса РФ закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Специальная оценка условий труда: ошибки работодателей

    По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволяет делать это поэтапно. Исключение составляют рабочие места: Специальную оценку этих рабочих мест нужно провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г.
    № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

    Сроки соут для организации, не проходившей арм

    Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией. (часть 3 введена Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ) 4. В случае проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая специальная оценка условий труда, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения специальной оценки условий труда, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона.
    Вообще рекомендуем придерживаться правила, что срок проведения СОУТ на новом рабочем месте составляет не более 6 месяцев со дня его создания. Такая категоричность подтверждена законодательно. Так, согласно статье 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить:

    • безопасный труд своих работников;
    • охрану труда своих сотрудников;
    • информирование работников об условиях, в которых они трудятся и т.д.

    В то же время, согласно статье 219 ТК РФ, работник имеет право на:

    • безопасные условия труда;
    • получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.

    То есть работник имеет право требовать от работодателя предоставления информации о степени риска для его здоровья, которое может подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов (даже сидя перед экраном монитора).
    Вредные факторы выявлены и классифицированы В этом случае срок действия специальной оценки условий труда составляет 5 лет. Причем это не значит, что пять лет прошло и надо начинать организовывать новую спецоценку. К истечению пятилетнего срока у работодателя должны быть уже готовые результаты аттестации, то есть никакого прерывания не допускается.
    Аттестация рабочего места АРМ — это по сути то же самое, что и спецоценка, только с другим названием. Поэтому, если работодатель проводил АРМ до 1 января 2014, то действующее законодательство позволяет ему не организовывать и не проводить какие-либо дополнительные мероприятия весь срок действия СОУТ, вплоть до даты завершения действия результатов этой аттестации, конечно, если не возникнут основания для проведения внеплановой СОУТ.

    Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету. Форма отчета и инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 г.


    № 33н. Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст.
    НАША СПРАВКА Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Шаг 3.

    Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

    Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

    1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон), который ввел новую процедуру, - специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

    СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

    По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

    • определяет классы (подклассы) условий труда;
    • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
    • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
    • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
    • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
    • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
    • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

    СОУТ обязателен, но не для всех

    Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

    Исключение составляют следующие категории сотрудников:

    • надомники;
    • дистанционные работники;
    • сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
    Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

    Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

    Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

    Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай - результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

    Ситуация: Потенциально вредные условия труда

    Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

    Оценка вне плана

    В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
    • при введении нового рабочего места;
    • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
    • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
    • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
    • если выявлено профессиональное заболевание;
    • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
    Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

    Комиссия СОУТ

    Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию - он сам или назначенное им лицо.

    Важно: Аналогичные рабочие места

    Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

    1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
    2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
    3. на которых трудятся работники:
    • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
    • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
    • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
    • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

    Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

    Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

    На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача - идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

    Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

    • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
    • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
    • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
    При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

    Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

    Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

    По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

    Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

    Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

    Характеристика условий труда

    Класс

    Подкласс

    Условия труда

    Размер доп.тарифа

    Характеристики класса (подкласса)

    Оптимальные Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

    Допустимые

    Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

    1 степени

    После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

    2 степени

    Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

    3 степени

    Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

    4 степени

    Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
    Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

    Оценка проведена, а что дальше?

    Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).

    В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

    Важно: обновите информацию на сайте

    А если у организации имеется официальный сайт - то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

    • об установленных классах (подклассах) условий труда;
    • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.
    Сделать это нужно в тот же срок - 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

    Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

    У работников тоже есть обязанность - ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

    Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

    За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

    Ответственность за нарушения правил спецоценки

    Норма КоАП РФ

    Правонарушение

    Ответственность

    должностных лиц

    организаций

    ч. 2 ст. 5.27.1 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение Предупреждение или 5 000 - 10 000 руб. Предупреждение или 60 000 - 80 000 руб.
    ч. 5 ст. 5.27.1 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 30 000 - 40 000 руб. или дисквалификация на 1 - 3 года 30 000 - 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток 100 000 - 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
    ч. 1 ст. 14.54 Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения 20 000 - 30 000 руб. Нет 70 000 - 100 000 руб.
    ч. 2 ст. 14.54 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 40 000 - 50 000 или дисквалификация на 1 - 3 года 100 000 - 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

    Нарушением порядка проведения СОУТ могут быть признаны следующие действия/бездействие работодателя:

    1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
    2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
    3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
    4. проведение спецоценки:
    • без привлечения специализированной организации;
    • без формирования комиссии по ее проведению;
    • не на всех рабочих местах.

    В Новокузнецке на площадке выставки «Уголь России и майнинг» прошло Всероссийское совещание «Состояние условий и охраны труда в угольной промышленности. Совершенствование законодательства об охране...

    Производственная травма (трудовое увечье) – это следствие действия на организм различных внешних, опасных производственных факторов. Чаще производственная травма – это результат механического воздействия при наездах, падениях...

    Онлайн Инспекция Роструда: необходимость проведения специальной оценки условий труда на новых рабочих местах

    Нужно ли проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) в отношении рабочих мест, созданных после проведения очередной СОУТ, «срок действия» которой не истек? На вопрос отвечают эксперты Онлайн Инспекции Роструда России.


    - Нужно ли проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) в отношении рабочих мест, созданных после проведения очередной СОУТ, «срок действия» которой не истек?


    - Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда (СОУТ) в отношении этих новых мест. Внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест.

    При этом внеплановая СОУТ должна быть проведена, если новые рабочие места не являются аналогичными тем, в отношении которых уже проведена СОУТ. Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

    По аналогичным рабочим местам СОУТ проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. Поэтому если новые рабочие места являются аналогичными тем, в отношении которых СОУТ уже проведена, и количество оцененных рабочих мест не менее 20% от их общего числа «старых» и новых рабочих мест, то внеплановую СОУТ проводить не надо.

    ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ

    Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ) определяет, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, в том числе в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части 1 статьи 17 случаев.

    Согласно части 6 статьи 9 Закона № 426-ФЗ аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

    Часть 1 статья 16 Закона № 426-ФЗ определяет, что при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

    Дополнено 15.04.2019

    Проведение СОУТ является обязанностью большинства работодателей. Такое требование установлено положениями федерального закона № 426-ФЗ. Исключением из этого правила являются только работодатели-физические лица, а также компании, которые используют только труд надомных или удаленных сотрудников. Наличие должным образом оформленных результатов спецоценки предусматривается для каждого рабочего места в организации. Поэтому для новых мест работы необходимо организовать спецоценку в сжатые сроки.

    Новые рабочие места

    Под новыми местами работы в соответствии с 426-ФЗ понимаются позиции, которые ранее отсутсвовали в организации и были впервые организованы. Кроме того, новыми будут считаться также места работы, на которых произошло существенное изменение условий труда. В этих ситуациях для данных позиций необходимо проводить СОУТ новых рабочих мест.

    СОУТ при переименовании должности

    Однако ст. 17 426-ФЗ предусматривает ряд случаев, когда изменения, затрагивающие определенную должностную позицию, признаются незначительными. К этим случаям относятся:

    • изменение личных данных работодателя, в роли которого выступает индивидуальный предприниматель. Под личными данными понимаются его фамилия, имя и отчество;
    • реорганизация компании и изменение организационных условий работы на данной позиции, которые не затронули характера технологического процесса;
    • изменение наименования должности без внесения новаций в состав производственной технологии на данном месте работы.

    Окончательное решение о том, являются ли произведенные изменения существенными или незначительными, принимает специальная комиссия, организованная работодателем. Если в компании действует профсоюзная организация, такое решение целесообразно согласовать с ее представителями. Соответствующее решение стоит зафиксировать в письменной форме в виде локального правового документа. Специального образца для такого решения действующее законодательство не предусматривает. Поэтому комиссия вправе оформить его в произвольном виде. Следует позаботиться о том, чтобы оно было подписано председателем организации и всеми ее членами, на нем была обозначена дата. В документе должно быть четко сформулировано указание об отсутствии необходимости в проведение спецоценки на данном рабочем месте или нескольких местах.

    Сроки СОУТ на новых рабочих местах

    Порядок организации СОУТ для новых сотрудников описан в ст. 17 федерального закона 426-ФЗ. Он устанавливает, что в соответствии с ч.2 указанной статьи данного нормативного документа сроки СОУТ для нового рабочего места должны составлять не более 12 месяцев. Проведение спецоценки в этом случае расценивается как внеплановое. Поэтому даже если в организации имеется действующий документ, подтверждающий проведение СОУТ на всех других местах работы, выполнение спецоценки в данном случае является обязательным.

    Уточняем, что если организованное рабочее место еще не занято, то СОУТ проводить не имеет никакого смысла. Когда на вакантное место найден сотрудник, работодатель договаривается с ним о гарантиях и компенсациях, которые определены результатами проведения СОУТ. После спецоценки нужно добавить класс условий труда в договор и, при необходимости, все компенсации и гарантии, которые полагаются работнику по закону.

    Вам также будет интересно:

    Почему не приходят посылки?
    Покупки в зарубежных онлайн-магазинах имеют ряд привлекательных преимуществ. Среди них -...
    Онлайн Инспекция Роструда: необходимость проведения специальной оценки условий труда на новых рабочих местах
    Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н. Спецоценка: просто о сложном Разбираемся с нюансами...
    Как научиться грамотно анализировать литературные произведения (не искать скрытый смысл, а делать правильный комплексный анализ)?
    Анализ текста - вещь не самая простая. Для того, чтобы комплексно изучить и понять сложный...
    Презентации по экологии Презентации по экологии для студентов
    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную...