Бизнес. Заработок. Кредит. Недвижимость. Копирайт

Варианты предъявления претензии

Как в ООО сменить учредителей?

Виды планов, формы планирования, экономика предприятия

Материальное стимулирование персонала компании

Представители школы научного менеджмента

Зачем нужно штатное расписание и как его составить К функциям штатного расписания относятся

Как правильно хранить ключ личной электронной подписи Хранение эцп в организации закон

Увольнение на больничном: можно ли увольнять, расчет больничных и сроки больничного листа

Презентация на тему "процесс электролиза"

Журнал предметно-количественного учета лекарственных средств: образец Как ведется предметно количественный учет лс в аптеке

Презентация на тему "концепция устойчивого развития"

Гарантийное письмо об оплате задолженности

Методы дефектоскопии конструкций и соединений Методы контроля качества сварных соединений на проницаемость

Электронные формулы атомов и схемы Электронно графическая схема возбужденного zr

Почему не приходят посылки?

Как делать анализ теста по русскому языку. Как научиться грамотно анализировать литературные произведения (не искать скрытый смысл, а делать правильный комплексный анализ)? Тематика лекций, основные понятия курса

Анализ текста - вещь не самая простая. Для того, чтобы комплексно изучить и понять сложный художественный текст или философский трактат (научные, отраслевые тексты опускаем) не всегда достаточно даже самого внимательного прочтения. Нужны правильные инструменты. Такими инструментами считаются герменевтика и семиотика. Герменевтика - искусство толкования текстов, как древних манускриптов, так и сложных философских трактатов. Что мы можем позаимствовать из этой науки на простом, обывательском уровне, да простят нам Гадамер с Рикером, - метод "вживания", попытайтесь отождествить себя с персонажами, перенести себя в ситуацию. Пусть это сложно, требует определенной подготовки, но это весьма эффективный способ. Найдите информацию об авторе, об эпохе, сделайте бриф исторических событий, политической карты мира - это поможет вам считать правильные смыслы.

Семиотика - наука о знаке. С точки зрения семиотки, культура - мир знаковых систем. Чем это может помочь? На самом примитивном уровне, встреченная и весьма храктерная для американского детектива фраза: "он показал большой палец или средний палец", - без понимания трактовки знаков может ввести читателя в заблуждение. Более глубокий уровень семантического анализа, об этом много писал в своих трудах Ю.М. Лотман, - понимание взаимоотношения между знаками, культура интерпретации, характерная для той или иной эпохи, страны, среды. Другими словами, нам надо понимать, "кто" нам говорит - положение автора в обществе, обязательства, которые он имел перед обществом, например, часто в современных текстах, ссылаются на Аристотеля, как на родоначальника идей демократии, глашатая свободы и равноправия, это все отчасти верно, но когда мы это читаем, всегда следует помнить, что он также был одним из ярых апологетов рабства, когда он говорил о человеке, следует понимать, что это только взрослый мужчина эллин, все остальные не были даже людьми по мнению великого Аристотеля. Ярослав Мудрый, который спустя много лет знакомился с трудами Аристотеля, закладывая основы нашего с вами понимания о правде и справедливости, в глазах своего учителя был бы не более, чем варваром, животным.

Второй наглядный пример семантических взаимосвязей - старый эксперимент, котрым часто удивляют культурологи свои аудитории в России. Если попросить зал крикнуть певое существительное, что придет им в голову, после сказанного тобой, и сказать "кошка", большинство людей крикнет "мышка" - у нас в России это четкая взамосвязь прослеживается всегда, как и то, что лиса - хитрая, а медведь глупый, однако вооружившись эим семантическим аппаратом, пытаясь понять сказки Древнего Востока, Америки, вы скорее всего столкнетесь с непониманием.

Резюмируем вышесказанное. Для понимания текста нужно: иметь информацию об авторе, исторической эпохе, культуре, языке (особенно, еси вы читаете произведение в переводе и можете только догадываться об истинной природе первоначального смысла), попытаться пропустить все это через себя, вжиться в полученный образ, так у вас может получиться немного приблизиться к первоначальному смыслу или идее.

Но есть и другой подход, который гласит, что текст создает читатель. Существует столько версий каждого произведения, сколько ненасытных пар глаз по нему пробежалось. Если следовать этому подходу, то вовсе не имеет значения, что пытался сказать автор, важно то, что вы услышали. Инерпретатор порождает новый текст, новые смыслы, новую знаковую систему, возможно, именно это и является причиной эволюции))

Всё зависит от того, кто анализирует. На данном этапе своего развития наука литературоведение уже накопила громадный опыт, забыть который при анализе произведений не получится. К примеру, возьмём филолога, который отдал этой области 20 лет жизни. Он ни за что уже не сможет просто делать комплексный анализ, как вы выразились, потому что, по его мнению, комплексный анализ непременно должен включать в себя поиск скрытых смыслов, аллюзий, ассоциаций и тд. Во-вторых, все зависит от автора и произведения, которое вы анализируете. Если это Достоевский или Булгаков, то отказываться от поиска "скрытых смыслов" просто глупо, потому что авторы сами хотели, чтоб читатели эти скрытые смыслы искали. Но а если вам придёт в голову анализировать Дарью Донцову, то тут поиск скрытых смыслов и ассоциаций говорит явно о паранойе:)

Текст явление очень сложное. Не существует единственного, финального, правильного анализа литературного произведения. Анализом можно заниматься всю жизнь, с очень разных точек зрения, получая все новые и новые результаты. Кроме того, основные ключи к пониманию произведения лежат не внутри него, а снаружи - в контексте его создания, в культуре, исторической эпохе, социальных процессах, личной судьбе автора и т.д. Именно эти два факта не видны в том подходе к литературе, с которым многие из нас знакомы благодаря советской средней школе, где литературоведение в большой степени служило идеологически-политическим целям. Оттуда же с большой вероятностью идет и сама постановка вопроса о "комплексном анализе".

В науке существуют понятия "объект", "предмет" и "субъект" исследования, без определения которых любой анализ будет плавать в безграничном (буквально) пространстве. Не вдаваясь в детали и определения приведу несколько возможных вариантов.

За объект исследования (что мы рассматриваем) мы можем взять исходный текст произведения, но с не меньшим успехом (хотя и с отличающимся набором возможностей для анализа) мы могли бы использовать его устные формы, или совокупность материальных воплощений данного текста с момента его появления, или совокупность различных форм представления данного текста в определенную эпоху, или отражения и воспроизведения данного текста в различных формах культуры на протяжении определенного периода.

За предмет (что мы изучаем) - психологию автора или эпохи; какие-то психологические аспекты в исторической перспективе; структуру произведения; варианты сообщений, которые оно доносит до различных реципиентов различных эпох без привлечения специального анализа и способы интерпретации с разных позиций; какие-то мировоззренческие, исторические, историографические, лингвистические, литературоведческие, психологические, социальные, семиотические, эстетические, культурологические аспекты в различных контекстах и т.д.

Ну и, наконец, субъект - это человек, который проводит анализ. Самое очевидное это с позиции какой науки он подходит к изучению текста. Он в рамках данного анализа филолог? Историк? Историограф? Семиотик? Культуролог? Психолог? Дизайнер костюма? Драматург? и т.д. Какие конкретно вопросы из своей области он изучает в данном анализе? Кроме того, его собственная культура, язык, история его народа и государства, жизненный опыт, уровень подготовки в различных вопросах, интересы, мотивы. Все это может давать очень разные выводы при анализе. Например, какие-то произведения даже принадлежащие собственной культуре очень сложно понять не пройдя определенных событий, выборов, ситуаций в собственной жизни. Ну или, полагаю, знакомое вам явление, когда вернувшись через 10 лет к прочтению той же самой книги вы вдруг воспринимаете ее совсем иначе.

Теперь еще один пример, для иллюстрации безграничности понятия "анализ литературного произведения". Возьмем текст о жизни человека на древнем Ближнем Востоке, написанный голландским автором в XVI в., переведенный в XIX в. на русский язык русским переводчиком, и читаемый вами в XXI в. Это целых четыре очень по-разному организованных культурных позиции во взаимодействии! Каждая из которых имеет все то огромное количество аспектов, примеры которых перечислены выше! И если с позиции современной антропологии или палеонтологии этот текст может не представлять интереса, то например с точки зрения историографии или культурологии он настоящая кладезь! Гуманитарная наука представляет собой мириады зеркал-прожекторов устремленных друг на друга и многократно отражающих друг друга.

Если не брать узкоспециальные взгляды и остановиться на некотором бытовом понимании произведения (которое тоже может быть очень сложным, разнообразным, меняться со временем: это всего лишь еще одна точка зрения, нисколько не умаляемая), то стоит кратко ознакомиться с эпохой, в которой жил автор, укладом жизни, структурой общества, социальными процессами в это время, личной историей автора; а также хорошо знать свой язык и историю, иметь побольше собственных знакомств с различными людьми и свершений в собственной жизни.

Каждый раз, когда берёшь в руки книгу, спрашивай себя: «Для чего? С какой целью я беру эту книгу?». Таким образом подход к анализу будет сам собой формироваться должным образом, то есть, соответствовать совершенно конкретным целям и задачам, а не станет формальным «анализом вообще». Ведь аналитический подход зависит от множества обстоятельств: целей, свойств материала, свойств реципиента (читателя).

А вообще, читать интересно, читать - увлекательно. Читать, вообще, полезно. Ведь, что есть чтение? Получение информации. Точно так же, как наблюдение за картинами мира вокруг нас. Так же, как слушание звучания мира вокруг нас. Получение и обработка информации напрямую связана со способностью выживать. Подавляющее большинство населения «развитых» стран, живущее, как оно само думает, в комфортных условиях, давно забыло об этом.

Как делать анализ текста

продолжить работу над обучением учащихся выполнять комплексный анализ текста

Образовательные формировать ууд по работе с прозаическим текстом

Воспитательные: формировать у детей чувство любви к матерям, сострадание

Время урока 45 мин

Ход урока:

    Орг. Момент, 3 мин

    Повтор изученного на предыдущем уроке, фронтальный опрос

    Из чего состоит наша речь? (если буквы, звуки, предложения, то: “А, о, в, у!” Спрашивает: „Вы поняли мою мысль? Лес, дом, посадить! Теперь все понятно? В лесу уже растут грибы! Ясно ли, зачем я вам даю об этом информацию?"

Делается вывод, что обычно наша речь состоит из нескольких предложений, связанных темой и основной мыслью, соединенных по смыслу и грамматически.

    Какие основные признаки текста вы знаете?

Отличительные черты текста – это:

    Смысловая цельность, зависящая от главной, основной мысли;

    Тематическое единство;

    Грамматическая связь между предложениями.

    Какие стили речи вы знаете? Каковы их основн отличит черты?

Какова композиция каждого стиля? (можно графически

    Что означают понятия тема, микротема, тематика?

Тема – это содержание, предмет рассуждения, изложения, высказывания, разговора.

Тематика – это совокупность тем.

Микротема – наименьшая составная часть темы целого текста(пункты или подпункты

плана раскрытия всей темы).

    Какие вопросы необходимо осветить при анализе текста?

    Работа над темой:

Работа в парах.

Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога
До срока старит жизнь мою.
Ну, что смогу я им ответить –
Сердцам,
Бесстрастным, как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.

Докажите, что это текст. На какие смысловые части его можно резделить? Каковы темы этих частей? Какие слова это доказывают? С помощью каких образов связаны эти части? Каков стиль текста? Какова структураня связь предложений (параллельная, цепная?) изобразительно-выразительные средства? Логическое ударение?

(на зад-е 7 минут)

Есть ли у вас вопросы? Все ли поняли, как работать?

По плану, записанному на прошлом уроке, разберите предложенный текст. Напоминаю, что это должен быть связанный текст, а не набор ответов на вопросы. Подберите эпиграф к тексту. (из предложенных)

Работа. (15 минут)

Проверка

Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке, какие навыки приобрели? Что показалось интересным?

Домашняя работа – из текста гиа 2014 по географии выбрать текст, сделать его комплексный анализ.

Цели и задачи:

  • совершенствовать навыки комплексного анализа текста, подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку;
  • подвести учащихся к пониманию того, что текст не просто совокупность, сумма предложений, а целостное сложное образование, тематически и функционально законченное целое;
  • научить способности видеть новую проблему в знакомой ситуации;
  • развить аналитические и творческие способности учащихся, отработать навыки культуры речи;
  • повысить интерес детей и воспитать уважение к русскому языку.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, то обращайте внимание на свой язык…

Д.С. Лихачев

1) Вступительное слово учителя. Чтение стихотворения Евгения Вестника «Ода русскому языку».

Ода русскому языку

О, бедный мой язык родной, ОсУжденный и инциНдент,
О, прелесть русской речи чистой! БлагА, сочуЙствовать, оглУпят».
Кто не глумился над тобой – От сердца я хочу воззвать
Шпана, чиновники, лингвисты… Ко всем, кто сын России верный:
Кто бедолагу не ломал, Пора не «начАть», а начАть
Не выворачивал, не мучил: Язык наш очищать от скверны.
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл, Друзья, следите за собой,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил». Когда по-русски говорите,
Райбочий и интеллигент Ведь это наш язык родной
Родную речь, как шавку, лупят: Его для внуков сохраните.

– Добрый день, дорогие ученики. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада Вас видеть здоровыми, красивыми и в хорошем настроении.
– Скажите, пожалуйста, ребята, какова главная мысль стихотворения Евгения Весника? (Уметь выражать свои мысли четко и ясно. Речь должна быть красивой, грамотной и понятной. Говорящему и пишущему необходимо иметь как можно больший словарный запас).

Сообщаем эпиграф. Тема урока. (Приложение 1 . Слайд 1 «Тема урока». Слайд 2 «Эпиграф»).

– Сегодня на уроке мы будем стараться приблизиться к признанным образцам слова, будем анализировать чужую речь, наблюдать за своей и пробовать творить.
– Как правильно нужно произнести слова: ОблегчИть, БлАга, сочуВствовать, начАть, прИнял, осуждЕнный, прАвы, подключИл. (Приложение 1 . Слайд 3)

Слово учителя:

– Молодцы! Я думаю, что вы готовы к большой аналитической работе, но сначала проведем лингвистическую разминку. На партах разложены листы с вопросами, обратите, пожалуйста, внимание на лист №1.

2. Разнообразные формы работы с текстом

1) Лингвистическая разминка. (Приложение 1 . Слайд 4)

Цель: повторение ранее изученного материала по основным разделам русского языка.

– Какой тип простого предложения использовал автор в качестве изобразительно-выразительных средств?

Зверю – берлога, Женщине – лукавить,
Страннику – дорога, Царю – править,
Мертвому – дроги, Мне – славить
Каждому – свое. Имя твое.

(М. Цветаева)

(Односоставное предложение, эллипсис)

– Замените иноязычные слова русскими синонимами: аргумент (логический довод, суждение, положения, факты), антракт (перерыв), доминировать (преобладать, господствовать).

– Из скольких смысловых частей состоит стихотворение М. Цветаевой?

На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, – но сна и там нет! (3)

– Какой заголовок наиболее глубоко раскрывает смысл текста?

Все чувства могут привести к любви: благоговение, дружба, страх, даже презрение.
Да, все чувства…исключая одно: благодарности.
Благодарность – долг; всякий честный человек платит свои долги…но любовь – не деньги. (И. Тургенев)

  • «От ненависти до любви – один шаг».
  • «Любовь – не деньги».
  • «Благодарность – не любовь».

– Определите, сколько звуков в слове ПРОСТИТЬСЯ. (8)

– Определите тип односоставных предложений:

А) В домах не светилось ни одного окна. Безличное
Б) Верно говорю? Определенно-личное
В) Цыплят по осени считают. Обобщенно-личное
Г) Ни соринки, ни песчинки кругом. Генитивное
Д) Он – на крышу, я – за ним. Эллипсис.

(Проводим краткий анализ работы). Можно добавить задания.

– Вы действительно очень много знаете. Мы переходим к комплексному анализу текста, проведем стилистический эксперимент. Предлагаю провести работу по вариантам в течение 10 минут. Обратите внимание на лист № 2 с текстом В. Пескова.

(Делим учащихся класса на группы)

Вопрос: «Соответствует ли сочинение предложенному плану?» (Приложение 1 . Слайд 10) (Выслушиваем 1-2 учеников).
– Предоставим слово Смыслиной Анне, которая написала рецензию на текст В. Пескова.
А вас, ребята, я бы попросила впоследствии ответить на вопрос: «Соответствует ли рецензия предложенному плану?». Слайд 6. План рецензии.

В. Рецензия на текст (Смыслина Анна). (Приложение 3 , Приложение 1 . Слайд 11)

Вопрос: «Соответствует ли рецензия предложенному плану?» (Выслушиваем 1-2 учащихся).

Вывод: предложенные вам творческие работы показали актуальность изучения темы «Анализ текста», вы услышали образец сочинения по прочитанному тексту (уровень «С» ЕГЭ) и рецензии.

5. Подведение итогов

– Что полезного вы, ребята, получили на этом занятии? С какими новыми понятиями в науке вы познакомились? (Стилистика, текст, основные признаки текста, экстралингвистические черты стиля, структура стилистического анализа текста и других видов анализа, как определить стиль и тип речи, изобразительно-выразительные средства языка и стилистические фигуры). На нашем занятии мы закрепили навыки написания сочинения по прочитанному тексту, сочинения-рецензии.
Успехов вам в дальнейшем изучении глубин нашего необъятного русского языка!
(Приложение 1 . Слайды 12-15) Стилистические термины: стилистика, текст, основные признаки текста, виды связи предложений в тексте, средства связи предложений в тексте, виды анализа текста.

– Мне хотелось закончить урок стихотворением о русском языке:

Издревле, когда еще чтилась рогатина, Вокзалы, метро в малахите да мраморе,
Богатствами славилась наша земля, Василья Блаженного купол витой?
В слоеньях хребтов – изумруды да платина, Но лучше сокровищ, стократ драгоценней
В реках – осетры, а в лесах – соболя. Во мгле лихолетий смогли мы сберечь
Ну, где – укажите! – найдете вы за морем Созданье народного светлого гения –
Овитый былинами Кремль золотой, Могучую, звучную, сочную русскую речь!

– Уважаемые ребята, педагоги, я благодарю всех за плодотворную работу. Уважаемые коллеги, я бы попросила Вас написать на бумажных цветах несколько слов по поводу сегодняшнего урока и прикрепить на доску, создадим прекрасное настроение в этот весенний день. Спасибо. (На доске маркером нарисован «букет», без цветов. Учителя при выходе прикрепляют цветы).

Список литературы :

  1. Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Секреты стилистики. – М, 2001.
  2. Арефьева С.А. Единый государственный экзамен по русскому языку – 2006: Учебно-методическое пособие. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2006.
  3. С.А.Арефьева. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов: Монография. – М.: Прометей, 1998.

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. Как правило, темы такого рода выглядят примерно так: «Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: восприятие, истолкование, оценка». В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения: 1) рассказать о своём восприятии произведения; 2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении; 3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание. Здесь приводится схема анализа лирического произведения.

  • факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения
  • кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

  • ведущая тема;
  • идея (основная мысль) произведения
  • развитие мысли автора (лирического героя)
  • эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи

6. Художественные особенности:

  • художественные приёмы и их значение;
  • ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;
  • приёмы звукописи;
  • наличие/отсутствие деления на строфы;
  • особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.

7. Ваше читательское восприятие произведения.

СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)

1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
  • связь произведения с исторической эпохой его создания;
  • место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

  • персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
  • особенности имён и фамилий персонажей;
  • поступки персонажей и их мотивация;
  • предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
  • связь персонажа с общественным окружением;
  • отношение к герою произведения других персонажей;
  • самохарактеристика персонажей;
  • авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

  • деление текста произведения на части, смысл такого деления;
  • наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
  • наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
  • наличие эпиграфов и их смысл;
  • наличие лирических отступлений и их смысл.

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

Мы имеем дело с текстом, если предложения объединены единой темой и связаны друг с другом грамматически и по содержанию. Композиционное единство и относительная завершённость позволяют дать общий заголовок и выделить смысловые части. На уроках литературы требуется комплексный анализ текста, составлению которого и посвящена предлагаемая статья. В качестве примера будет рассмотрена притча «Об уставшем путнике».

Понятие

Целью анализа является развитие способностей осознания идейно-эстетической ценности произведений и объяснения истоков их выразительности. Благодаря им учащиеся смогут писать сочинения-размышления и иные тексты, пополняя словарный запас и пользуясь различными стилями речи. Что же такое анализ текста, как делать его правильно?

М. Гаспаров выделяет три уровня, которые необходимо освоить в исследовании произведения:

  1. Идейно-образный (впечатления и эмоции, авторские идеи и мотивы написания, основные персонажи и отношение к ним сочинителя).
  2. Стилистический (анализ синтаксиса и лексики).
  3. Фонический (строфика, ритмика, метрика), применяемый для лирических произведений.

Комплексный анализ текста требует определённой подготовки и знаний, на которых мы подробнее остановимся в следующем подзаголовке.

Алгоритм действий

Чаще всего литература имеет дело с художественными произведениями - мельчайшими единицами литературного творчества, где сказанное автором слово о его понимании жизни преломляется через восприятие читателя. Анализ художественного текста требует следующих действий:

  • внимательного прочтения с выделением отдельных частей (глав, подзаголовков, абзацев);
  • размышления над заглавием, несущим основную идею сочинения;
  • составления плана текста;
  • изучения лексики и выяснения значения незнакомых слов по словарю;
  • сбора информации об авторе и его мировоззрении, исторической эпохе и особенностях создания произведения;
  • знания теории литературы, раскрывающей, что такое жанр, композиция, хронотроп;
  • владения навыками выделения художественных средств выразительности (эпитетов, метафор, гипербол).

План анализа

Для того чтобы рассмотреть произведение в единстве формы и содержания, план должен включать литературоведческий и лингвистический аспекты. Его схема должна предварять анализ текста. Как делать исследование художественного произведения? Предлагается следующий вариант плана:

  1. Тема, основная проблема и смысл заглавия.
  2. Авторская позиция.
  3. Микротемы.
  4. Части текста и средства связи между ними.
  5. Речь, стиль, жанр произведения.
  6. Используемые средства выразительности, их роль.
  7. Композиция текста.
  8. Читательское отношение к проблеме произведения, эмоциональное восприятие.

Анализ текста, пример которого будет рассмотрен в статье, основан на содержании литературного произведения. Небольшая притча «Об усталом путнике» повествует о группе людей, поднимающихся в гору. Все шли весело и легко, и лишь один отставал от остальных и жаловался на усталость. Сначала ему мешала тяжёлая поклажа, и друзья решили освободить его от ноши. Через некоторое время путник снова стал задерживать идущих и брюзжать, что у него болят ноги. Товарищи решили нести приятеля на руках, но услышали стоны о том, что он устаёт и тогда, когда его несут. Путника бережно опустили на землю, но недовольный вновь поведал о том, как ему тяжело лежать.

Господь услышал стоны и послал молодому человеку вечный покой. Смерть от лени испугала спутников, посчитавших такой конец жизни презренным. Для них умереть с честью - это умереть от работы, поднимая свою душу в Гору Жизни.

Анализ текста: как делать его на примере конкретного произведения

Тема притчи - это отношение к жизни как к деянию и постоянному труду, что и составляет суть человеческой жизни. Автора интересует проблема соотношения человека и общества, жизни и смерти, труда и бездействия. Его вывод: только труд ведёт личность к самосовершенствованию и душевной красоте. А значит, и к Богу.

В тексте выделяются четыре строфы, разворачивающие микротемы: уставший человек и путники, люди и Бог, моральный аспект, авторское заключение. Первые две строфы связаны цепной, а последующие - параллельной связью. Это помогает отразить последовательность и логичность событий и формирования авторской мысли.

Анализ текста, пример которого рассматривается в статье, позволяет определить произведение как притчу - рассказ, содержащий поучение. Это малая форма эпического произведения, в котором присутствует дидактическая идея. Действие не привязано к конкретному месту, но оно могло произойти в любую эпоху и в любом месте.

Стиль произведения - художественный. Разговорная речь переплетается с книжной, торжественной лексикой.

Завершение анализа

  • Богатый синонимический ряд для центрального персонажа, что делает его образ более объёмным (уставший - один - путник - недовольный - горе-путник - утомлённый дорогой ).
  • Повторы слов, помогающие подчеркнуть надоедливость главного героя.
  • Парные антонимы, превращающие произведение в сплошную антитезу: все - один, весело - брюзжа, труд - лень, жизнь - смерть.
  • Разнообразие лексики: от пафосных слов (презрен, прах ) до отрицательно-оценочных (брюзжал ), позволяющее передать иронию автора по отношению к путнику.

Производя анализ текста, как делать переход к композиции? Сначала следует определить, как развивается сюжет. В данном примере - линейно. Есть завязка - отставание уставшего путника и его диалог с товарищами. Кульминацией становится реплика, обращённая к Богу, что и «лежать он тоже устал». Развязка - это обретение вечного покоя.

Система образов выстроена в форме треугольника: путники - уставший - Бог. Всевышний не находится в состоянии взаимодействия с персонажами, он - над ними, выполняя, по сути, мечту страждущих.

Используемые фразеологизмы и заключительные размышления автора об уходе из жизни уставшего путника способствуют тому, что вместо негативного отношения к герою читатель испытывает сочувствие. Так неразумно и нелепо распорядился тот своей жизнью. Бог остаётся с теми, кто продолжает своё нелегкое восхождение на Гору Жизни.

Анализ текста по литературе не может обойтись без личного отношения к прочитанному, ибо любое художественное произведение призвано воздействовать на эмоции человека.

Вам также будет интересно:

Онлайн Инспекция Роструда: необходимость проведения специальной оценки условий труда на новых рабочих местах
Е.А. Шаповал, юрист, к. ю. н. Спецоценка: просто о сложном Разбираемся с нюансами...
Как научиться грамотно анализировать литературные произведения (не искать скрытый смысл, а делать правильный комплексный анализ)?
Анализ текста - вещь не самая простая. Для того, чтобы комплексно изучить и понять сложный...
Презентации по экологии Презентации по экологии для студентов
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную...
Особенности проверки знания требований по охране труда План график проверки знаний
Виды и периодичность проверки знаний по охране труда (по состоянию на 2017-2018 годы)...