Бизнес. Заработок. Кредит. Недвижимость. Копирайт

Что должен уметь кондитер 3 разряда

Общественное объединение (организация) без регистрации юридического лица Общественные организации и группы

Шаблон презентации для родительского собрания в школе

Смотреть страницы где упоминается термин функционирование рынка Условия для функционирования рынка

Разработка стратегии управления персоналом организации на примере ооо "в-лазер"

Барьеры в общении и их преодоление - реферат Способы их преодоления

Презентация на тему япония Скачать презентацию про японию на обществознание

Презентация на тему: Профессия - парикмахер Презентация на тему профессия парикмахер для малышей

Взаимодействие генов" презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему

Отрывок, характеризующий Ракетные крейсера типа «Олбани»

Презентация на тему "садовые цветы" Презентация о садовых цветах для детей

«По соглашению сторон»: все за и против полюбовного увольнения Увольнение по соглашению сторон плюсы

Автоматизация закупочных процедур

Компания cdek просит паспортные данные при заказе на алиэкспресс: зачем это нужно?

Общественное питание: правила, гост

Вес авианосца адмирал кузнецов. Происшествия на тавкр «адмирал кузнецов. История создания такр «адмирал кузнецов»

«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» является тяжелым авианесущим крейсером, пятым по счету в СССР, единственным в своем классе в составе ВМФ РФ, базирующемся в Северном флоте. Функционал – защита морских соединений от агрессии вероятного противника и поражение крупных надводных целей. Входит в число 1-го ранга кораблей и нуждается в командире в лице капитана 1-го ранга. В походах на борту находятся вертолеты Ка-29 и Ка-27 и самолеты Су-33 и Су-25УТГ.

1. Фотографии

2. Видео

3. Постройка

Постройка его относится к 1982 году. Крейсер отличался от предшественников возможностью посадки и взлетов с него самолетов традиционной схемы, обновленных вариантов , и Су-25. Для этого были оборудованы трамплин для взлета и увеличенная полетная палуба.

Крейсер был спущен на воду в конце 1985 года, после этого была произведена достройка на плаву. Тогда же были оборудованы помещения, были произведены погрузка и монтаж авиационно-технических средств, электрооборудования, систем кондиционирования и вентиляции.

В 1989 году крейсер в недоукомплектованном и недостроенном состоянии был выведен в море. Там были проведены летно-конструкторские испытания самолетов, которые впоследствии были размещены у него на борту. После их завершений в том же году крейсер был достроен. В следующем году он неоднократно выходил в море для заводских и госиспытаний.

4. Тактико-Технические характеристики

4.1 Размерения

  • Длина - 305,0 м
  • Длина по ватерлинии - 270 метров
  • Ширина наибольшая - 72 метра
  • Ширина по ватерлинии - 35,0 м
  • Осадка - 10,0 м
  • Стандартное водоизмещение - 43 тыс. тонн
  • Полное водоизмещение - 55 тыс. тонн
  • Максимальное водоизмещение - 58,6 тыс. тонн

4.2 Энергетическая установка

  • Паровые турбины - 4 × 50 тыс. лошадиных сил
  • Количество котлов - 8
  • Количество винтов - 4
  • Мощность турбогенераторов - 9 × 1500 киловатт
  • Максимальная скорость - 29 узлов
  • Дальность плавания на максимальной скорости - 3850 миль при скорости 29 узлов
  • Экономическая скорость - 18 узлов
  • Максимальная дальность плавания - 8000 миль при скорости 18 узлов
  • Автономность - 45 дней

4.3 Вооружение

По состоянию на 2014 год в составе авиакрыла располагаются 17 вертолетов и 20 самолетов:

  • 14 палубных истребителей Су-33 (и ещё 7 Су-33 находятся на хранении)
  • 2 палубных истребителя К
  • 2 палубных учебно-боевых истребителя КУБ
  • 2 учебно-тренировочных самолета Су-25УТГ
  • 15 многоцелевых корабельных вертолётов Ка-27/Ka-27ПС
  • 2 вертолёта радиолокационного дозора Ка-31

Кроме этого, крейсер имеет на вооружении:

  • 12 × ПКРК 4К80 «Гранит»
  • 24 × ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
  • 8 × ЗРАК 3М87 «Кортик» (256 ракет)
  • 2 × РБУ-12000 «Удав» (60 глубинных бомб)
  • 6 × АК-630

4.4 Экипаж

  • Экипаж - 1960 человек
  • Авиаперсонал - 626 человек
  • Командный состав - 55 человек

5. Служба

Осенью 1989 года на крейсер в первый раз сел один самолет и в тот же день совершил вылет другой. В августе следующего года на крейсере начались госиспытания, в ходе которых он прошел 16200 миль, и с него было совершено 454 полета самолетов.

В январе 1991 года крейсер был принят в состав Северного флота. В декабре он перешел по периметру Европы для прибытия на место базирования в Мурманскую область. В 1992-1994 гг. продолжались разнообразные испытания судна, а также его авиагрупп и вооружения. Также раз в три-четыре месяца корабль выходил в море и участвовал в учениях.

В конце 1995 года он отправился на боевую службу в Средиземное море, встав у берегов Туниса через две недели после выхода из порта, где стоял 10 дней. Там состоялся обмен визитами с флотом США. 2 марта крейсер принял участие в учениях ПВО многоцелевой авиагруппой, где Су-33 отработал перехваты крылатых ракет и самолетов. В конце похода корабль участвовал в командно-штабных учениях СФ. В марте 1996 года крейсер прибыл к месту базирования. Всего за время похода он обнаружил две иностранных подлодки, перехватил 12 воздушных целей, провел стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением. Но за это время возникало множество проблем с главной энергетической установкой.

Поэтому в течение следующих двух лет он ремонтировался. Затем принимал участие в учениях и проходил боевую подготовку. В 2000 году он участвовал в спасательной операции, связанной с аварией подлодки К-141 «Курск».

До 2004 года крейсер планово ремонтировался. После в составе девяти кораблей он принял участие в походе в Северную Атлантику, в его рамках был испытан Су-27КУБ. В 2005-2007 гг. проходил боевую службу. В 2007 году был совершен поход на боевую службу в Средиземное море, окончившийся через два месяца. Благодаря этому ВМФ РФ возобновил присутствие в Мировом океане.

В конце 2008 года в ходе ремонта были обновлены системы кондиционирования воздуха, главная энергоустановка, механизмы для подъема самолетов на летную палубу, отремонтировано котельное оборудование. Также были восстановлены отдельные блоки систем вооружения, и произошла замена кабельных трасс. Через три года, крейсер с группой кораблей СФ взял курс на Сирию.

6. Перспективы

Согласно госпрограмме развития вооружений ГПВ-2020 до 2020 года строительство авианосцев совершаться не будет.

В 2014 году крейсер находится в боевой готовности, а в 2013 принял участие в учениях СФ. После пройденного ремонта вошли в строй головной ракетный комплекс «Гранит» и около 70% зенитной артиллерии, почти восстановлен функционал средств наведения и наблюдения. Уровень укомплектованности авиацией позволяет проводить боевую подготовку.

В первом полугодии 2014 года запланировано провести на предприятии «Севмаш» замену системы оружия, радиоэлектронное оборудование и скорее всего, силовую установку.

Сейчас же возможности крейсера невозможно полностью использовать из-за отсутствия самолетов ДРЛОиУ и недостатка численности авиагруппы. А Су-33 не могут наносить удары, а только перехватывают их.

Поэтому до 2015 года эти самолеты заменят более функциональными К в количестве двадцати машин. Два таких истребителя уже несут службу вместе с Су-33 и Су-25УТГ в корабельном палубном авиаполке, базирующемся на «Адмирале Кузнецове».

С 2002 года в Комсомольске-на-Амуре были модернизированы и отремонтированы 19 истребителей.

В феврале 2014 года 8 Су-33 находились в походе на борту авианосца, шесть размещались на аэродроме полка в Североморске, а семь находились в этом городе на хранении.

По информации на апрель 2014 года велась разработка электромагнитной капсулы.

7. Оценка проекта

Притом, что «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» это первый советский полноценный авианосец (у которого есть возможность принимать посадки с высокими боевыми качествами и самолеты горизонтального взлета), его разработчики не смогли полностью удалить недостатки ТАКР первого советского класса. Взлеты и посадки на нем выполняются затруднительно по причине единственного направления для старта. Проблемы эти появились после ставки на замену полноценных паровых катапульт.

Также на крейсере нельзя управлять тяжелыми самолетами, аналогичных ДРЛО. Поэтому крейсер мог осуществлять загоризонтное обнаружение только с помощью вертолетов ДРЛО с малым радиусом действия.

8. Командиры крейсера

Командирами крейсера являлись:

  • Капитан 1 ранга В. С. Ярыгин (1987-1992);
  • Контр-адмирал И. Ф. Санько (1992-1995);
  • Контр-адмирал А. В. Челпанов (1995-2000);
  • Капитан 1 ранга А. В. Турилин (2000-2003);
  • Капитан 1 ранга А. П. Шевченко (2003-2008);
  • Капитан 1 ранга В. Н. Родионов (2008-2011);
  • Капитан 1 ранга С. Г. Артамонов (с 2011)

Тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов» предназначен как для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника так и для авиационного прикрытия оперативных соединений кораблей - авианосной многоцелевой группы (АМГ) и придания ей боевой устойчивости.
«Адмирал Кузнецов» - единственный боевой корабль проекта 11435 "Кречет" , создавался как своего рода компромисс между линией развития кораблей с самолетами вертикального взлета и посадки (проекты 1143, 1143.4, остался "Адмирал Горшков") и разработанными в 1970-е гг., но так и оставшихся неосуществленными проектами полноценных авианосцев с катапультным взлетом самолетов и атомной главной энергетической установкой (проекты 1160 и 1153). Проектная численность авиакрыла на ТАВКР - 50 летательных аппаратов (ЛА), включая 36 истребителей Су-27К, 14 вертолетов Ка-27.

Команда корабля для пр. 1143.5 составляет 1 960 человек, включая 200 офицеров. Также на корабле размещены 626 человек летного персонала и 40 человек - штаб соединения кораблей. 3 857 корабельных помещений включают 387 кают, 134 кубриков команды с 50 душевыми, 6 кают-компаний, 120 складских помещений и 6 000 метров коридоров.

Разработка корпуса базируется на более раннем классе типа "Киев"(1143.4, "Адмирал Горшков"), который был заложен в 1982 году, но с большим водоизмещением - 58 500 тонн по сравнению с 40 400 тоннами, и имеет несколько медленную скорость 29 узлов по сравнению с 32 узлами на пр.1143.4.
В месте с тем к орпус имеет сплошное двойное дно и 9 палуб. Ангар площадью 153х26 м по высоте занимает три межпалубных пространства (7,2 м) и вмещает 70% штатного числа ЛА. Внутри он оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки самолетов (вместо применяющихся за рубежом тягачей-буксировщиков); тягачи используются лишь для подачи ЛА на платформы лифтов. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на 4 отсека огнестойкими складными шторами. Локальное коробчатое бронирование (НКЗ) прикрывает топливные цистерны и погреба авиационного боезапаса, общий запас авиатоплива - около 2500 т. ПТЗ шириной 4,5 м состоит из трех продольных переборок, одна из которых (2-я) бронированная пакетная (многослойная).

Энергетическая установка практически полностью повторяет примененную в проекте 1143.4, но за счет увеличенного запаса топлива дальность плавания 18-уз. ходом повысилась до 8000 миль. Автономность выросла в 1,5 раза.

ТАВКР проекта 1143.5 (с 1981 г. - 11435) отличается чисто «авианосной» архитектурой со смещенным к правому борту «островом». Площадь сквозной полетной палубы - 14800 кв.м, угловая часть размерами 205х26 м располагается под углом 7° к ДП. Впервые в нашем флоте на корабле появились гидравлические аэрофинишеры, аварийный барьер, оптическая система посадки «Луна» и бортовые самолетоподъемники. От предполагавшихся катапульт отказались на заключительном этапе разработки проекта - их заменили носовым трамплином с углом схода ЛА 14°. Длина разбега истребителя Су-33 с двух стартовых позиций - по 100 м, с третьей позиции - 200 м.

- 30 мм AK-630 зенитные автоматы, 8 x 6 с 24 000 патронов

Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб» и многофункциональный комплекс «Марс-Пассат», трехкоординатная РЛС «Фрегат-МА», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «Буран-2», РЛС управления полетами «Резистор», средства РЭБ «Созвездие-БР», ГАС «Звезда-М1».

Вторая половина XX века ознаменовала смену лидерства на просторах мирового океана. Ушли с авансцены линейные корабли. Эти стальные и бронированные левиафаны господствовали на море в течение предыдущих 100 лет. После окончания Второй Мировой линкоры вынуждены были уйти в историю, уступив место кораблям другого класса. Прошли те времена, когда для демонстрации военной силы на море прекрасно подходили закованные в броню корабли с мощной артиллерией. В XX веке на сцену вышла авиация, которая стала одним из решающих средств вооружений на море. Наступила эра авианосцев.

Плавучие аэродромы становятся удобным инструментом проявления международной политики. Авиация — основное вооружение авианосца — вместе с ракетными видами вооружения теперь составляет главную ударную силу на море.

Место авианосца в военно-морской стратегии

Закончившаяся Вторая Мировая война наглядно показала, с помощью каких средств вооружения можно добиться господства на море. Изменилась и геополитическая картина в мире. Британия из-за крупных военных потерь на море и тяжелого послевоенного экономического положения, утратила статус Владычицы морей и океанов. Королевский военно-морской флот, ВМС Франции, Италии и Японии в послевоенный период перестали быть серьезной морской силой. Ведущей морской державой, которая сумела не только сохранить, но и приумножить свои военно-морские силы за время военных действий, стали Соединенные Штаты Америки. Военно-морской флот США к концу войны насчитывал 1500 кораблей всех классов, из которых только одних авианосцев было 99 единицы.

Следует отметить, что в США военные первыми пришли к заключению, что будущее военно-морского флота за авианосцами. Проводить собственную политику в мире гораздо удобнее не линкорами и крейсерами, а с помощью авианосных судов. На место политики канонерок, пришла стратегия авианосцев. Военно-морские силы, обладающие кораблями этого класса, становятся удобным и гибким военным инструментом, способным решать задачи тактического и стратегического плана в зоне свободного доступа к побережью.

Для справки: ТАВКР «Адмирал Кузнецов», является единственным в мире авианесущим кораблем, который может свободно оперировать в акватории Черного моря, входить и выходить через черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. Конвенция Монтрё запрещает проход в Черное море авианосцев. Советские авианесущие крейсера стали удачным военно-техническим решением, позволившим Советскому Союзу иметь в данной акватории суда подобного класса.

Последующие военные конфликты, война в Корее, военные действия в Индокитае продемонстрировали ведущую роль и место авианосцев в военно-морской стратегии. Об этом хорошо знали не только в Вашингтоне и в Лондоне, где не прекращалась постройка авианосцев. Необходимость иметь в составе своего флота авианосцы быстро поняли правительства Франции и Италии, где после войны приступили к строительству собственных судов этого класса. Вслед за ведущими мировыми державами к этому процессу подключились страны третьего мира. Авианосцы, хотя и старой постройки, появляются в составе флотов Бразилии, Аргентины и Индии.

В Советском Союзе также с особым интересом рассматривали идею строительства авианесущих кораблей. Наметившееся в послевоенные годы военно-морское противостояние между США и СССР только ускорило работу отечественных конструкторских бюро в этом направлении. Однако первый советский полноценный авианосец, авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» или ТАКР, вошел в строй только зимой 1991 года, когда СССР уже исчез с политической карты мира. Основными причинами такого затяжного старта стала политика советского руководства, делавшего первоначально ставку на создание ракетно-ядерного подводного флота, отсутствие опыта постройки судов этого класса в Советском Союзе.

Первыми ласточками в советском военно-морском флоте стали авианесущие корабли проекта 1123.1-3 класса ПКР. Это были крейсера-вертолетоносцы, которые получили по классификации НАТО шифр «Кондор». Главным средством борьбы этих судов была дюжина вертолетов Ка-25.Основная функция кораблей этого класса — поиск и уничтожение подводных лодок противника на океанских коммуникациях.

Дальнейшим развитием авианесущей компоненты в советском ВМФ стали авианесущие крейсера проекта 1143.1-4 класса «Киев». Это уже были корабли, отдаленно напоминающие авианосцы, как по тактико-техническим характеристикам, так и по функциональности. Головной корабль этого проекта — тяжелый авианесущий крейсер «Киев» — вступил в строй декабре 1975 года. На этом корабле уже основным средством вооружений являлось авиакрыло, состоящее из 12 самолетов Як-38 и 12 вертолетов Ка-25. По водоизмещению и размерам это были крупные военные суда океанской зоны, способные действовать в составе крупных соединений кораблей на значительном удалении от баз флота. Всего в СССР было введено в строй 4 тяжелых авианесущих крейсера класса «Киев». Эти боевые суда впервые продемонстрировали миру возможности советских верфей строить авианесущие корабли.

Следует отметить: По количеству авианесущих судов, спущенных на воду и введенных в строй, СССР уступал только Соединенным Штатам. Великобритания, которая долгое время использовала авианосцы, построенные во время Второй Мировой войны, в послевоенный период сумела построить и ввести в строй всего 4 корабля этого класса. Во Франции строительство однотипных судов ограничилось постройкой 3 единиц. Италия ввела в строй своего флота два авианосца, а Япония вообще перешла на строительство комбинированных кораблей, авианесущих эсминцев и больших десантных кораблей.

В СССР после ввода в строй тяжелых авианесущих крейсеров класса «Киев» наметилась тенденция к переходу полноценного военного корабля, способного обеспечить базирование самолетам с горизонтальным взлетом и посадкой. Авианесущие крейсера проекта 1143.1-4 послужили технологической площадкой для последующего развития советского авианосного флота. В этом плане у высшего военного руководства страны были грандиозные планы. Планировалась постройка для военно-морского флота СССР более крупных и более мощных авианесущих кораблей. Улучшенной версией проекта стали тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143.5-6, из которых только ТАВКР «Адмирал Кузнецов» был спущен на воду и введен в строй.

Первый корабль улучшенного проекта 1143.5, заложен 1 сентября 1982 года, получив 1983 году название «Рига». Новые советские авианосцы должны были носить имена, созвучные названиям советских городов. В дальнейшем политическая конъюнктура оказывала влияние на судьбу корабля. Уже в процессе спуска на воду судно получило названием «Леонид Брежнев», в честь Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. После спуска на воду в августе 1987 года корабль получил название «Тбилиси».

Швартовые испытания начались на корабле только через два года, в 1989 году. В это же время корабль получил свой экипаж, начался процесс комплектации корабельных систем основными средствами обнаружения, слежения и вооружения. В течение последующего времени на судне в испытательных целях отрабатывались в опытном и экспериментальном порядке взлет и посадка палубных самолетов Су-27 и Миг-29. Корабль после коротких выходов в море возвращался к заводской стенке для доработки. В октябре 1990 года после начала распада Советского Союза корабль получил свое очередное и последнее название — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В январе 1991 года ТАВКР «Адмирал Кузнецов»- первый полноценный авианосец — был зачислен в состав Северного флота Российской Федерации. Название новому кораблю дали не случайно. Именно в те годы были впервые раскрыты реальные факты огромного вклада Николая Герасимовича Кузнецова в процесс повышения обороноспособности отечественного военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны.

Важно отметить, что со времени разработки проекта и до ввода корабля в строй прошло ни много ни мало 12 лет. За это время существенно изменилось видение места и роли авианосца в составе флота. В США полностью перешли на строительство авианесущих кораблей с ядерной силовой установкой. Во Франции и в Великобритании активно велись работы по созданию концептуально новых авианесущих судов, способных нести большое количество воздушных судов различного назначения. В России, которая с началом 90-х годов вступила в полосу затяжного политического и экономического кризиса, отсутствовало понимание концепции роли авианосного флота в современных условиях.

Исчез с политической карты мира СССР, в результате чего окончилась холодная война. Доставшееся в наследство от Советского Союза огромное флотское хозяйство требовало колоссальных сил и средств. В таких условиях тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» начинал свою боевую службу.

Что собой представляет первый отечественный авианосец?

Корабль представляет собой авианесущую самоходную платформу, способную принимать, отправлять самолеты с традиционной схемой взлета и посадки. В отличие от прежних авианесущих судов класса «Киев» авианосец «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» имел вместо верхней палубы взлетно-посадочную палубу увеличенной длины. В носовой части полетной палубы имелся трамплин, который увеличивал подъемную силу взлетающего самолета. Эта схема заменила привычные для кораблей этого класса паровые катапульты, выполняющие функции стартового ускорителя.

Корабль рассчитывался для эксплуатации советских истребителей 3 поколения Миг-29 и истребителей-бомбардировщиков Су-27 в морском варианте исполнения.

Основные тактико-технические характеристики корабля были следующими:

  • стандартное водоизмещение — 45тыс. тонн (полное водоизмещение 60 тыс. тонн);
  • длина корабля по полетной палубе составляет 305 м;
  • ширина корабля по полетной палубе свыше 70 м;
  • мощность двигательной газотурбинной установки 200 тыс. л/с;
  • скорость хода – максимальная 29 узлов, при экономичном ходе – 14 узлов;
  • дальность хода экономичным ходом 8400 миль;
  • автономность составляет 45 суток.

Следует отметить, что корабль имеет систему комбинированного бронирования. Внутри корабля имеются «сухие отсеки» и слоёная противоторпедная защита. На корабле должны базироваться до 50 воздушных аппаратов. Основное ударное крыло представлено 26 машинами МиГ-29К или Су-27К. Вертолетная группа состояла из 18 противолодочных вертолетов Ка-27, Ка-29, четырех машин радиоэлектронной разведки и 2 спасательных вертолета. В дополнение к боевым воздушным судам авианосец ТАВКР «Адмирал Кузнецов» имел мощное противокорабельное вооружение, представленное 12 ПРК «Гранит». Зенитно-ракетный артиллерийский комплекс «Кортик» вместе с пусковыми установками «Кинжал» обеспечивал противовоздушную оборону.

Из состава вооружения напрашивается выводы, что корабль вполне соответствует по боевой мощи ракетному крейсеру. В плане авиационной компоненты российский авианосец выполняет скорее вспомогательные функции. Наличие трамплина существенно ограничивает пропускную способность взлетной палубы, что не позволяет в боевых условиях обеспечить быстрый запуск и прием воздушных судов.

До настоящего времени авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» проекта 1143.5 остается единственным действующим авианосцем. Даже несмотря на наличие в его конструкции серьезных недочетов, корабль продолжает нести боевую службу в составе Северного Флота Российской Федерации. Сказывается на боеспособности корабля малочисленность авиационной группы. Противокорабельные ракеты «Гранит» можно назвать анахронизмом для кораблей этого класса, заведомо утяжеляя конструкцию корабля и ограничивая его технологическое пространство.

На данный момент основная боевая нагрузка на корабль выпала в период Сирийского кризиса. Авианесущий крейсер с ноября 2016 по январь 2017 года в составе оперативно-тактической группы кораблей ВМФ России в операциях на территории Сирийской Республики. После длительного похода российский авианосец вернулся в Североморск, где готовится встать на очередной плановый ремонт.

Авианосцы нового поколения в России находятся только в стадии проекта. Ведется кропотливая работа и поиск оптимальной конструкции авианесущего корабля, который бы смог стать серийным и представлял собой универсальный и современный боевой корабль.

В адрес редакции поступило письмо военнослужащего, некоторое время проходившего службу на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Думаем, данный материал будет интересен читателю, так как процесс сокращения нашего флота, как это не печально, идет постоянно. И тем важнее становится грамотная, качественная и полноценная эксплуатация тех немногих современных кораблей, которые остаются в составе нашего флота.


С путеводителем по Ковчегу

Сначала - небольшая характеристика размеров и общего расположения единственного российского авианосца.

Полное водоизмещение «Кузнецова» сейчас, вероятно, уже превысило 60000 т. Его наибольшая длина - более 300 м, ширина - 72 м.

Главная энергетическая установка корабля, по воле различного рода руководителей из нашего недавнего прошлого сделанная котлотурбинной, а не атомной (как у американцев) - четырехвальная, суммарной мощностью 200000 л.с., обеспечивала ранее скорость 29 узлов (но это было в далеком 1990 г.).

Корабль имеет 8 ярусов надстройки, 7 палуб и 2 платформы, носовые и кормовые МКО (по 4 котла и 2 ГТЗА в каждом), 5 энергоотсеков (с дизель- и паротурбогенераторами); ангар длиной более 150 и шириной 26 м, занимающий по высоте пространство между 2-й и 5-й палубами и соединенный с полетной палубой двумя самолетоподъемниками размером примерно 14х16 м (если бы не их бортовое расположение, поднять из ангара или опустить в него наши Су-33 длиной около 21 м было бы просто невозможно), целых 6 камбузов, карцер и собственную гауптвахту.

Пожалуй, вполне достаточно для повествования, целью которого является не техническое описание корабля, а очерк его "социального положения".

Для удобства весь корабль поделен на "схода" - от 1-го до 53-го. Такая же система применялась и на кораблях пр. 1143. Тем, кто там не был, объясняем: все трапы (кроме "острова") пронумерованы; при этом трапы, располагающиеся друг под другом, несут один номер, четные по левому борту, а нечетные - по правому.

Пример. Допустим, надо послать гонца - "золотые копыта" (прошу прощения, защитника отечества, т.е. матроса) на командный пункт связи (КПС). А он, матрос, хоть и отслужил год, так и не знает, где этот КПС находится (обычное явление). Тогда ему следует сказать: "Ступай на 17-й сход, 4-я палуба, в КПС".

Теперь погуляем по кораблю. Сначала поднимемся на борт авианосца по трапу. Он находится в районе миделя по правому борту (если «Кузнецов» стоит в заводе). На площадке правого трапа (4-я палуба) нас встретит вахтенный офицер по трапу, с кортиком, и морской пехотинец - со штык-ножом. Если сделать "уставное лицо", вполне можно сойти за своего (документы на трапе проверяют редко) и войти на корабль. Поднявшись на 3-й ярус надстройки (жилой), начнем осмотр отсюда.

Здесь в одноместных каютах живут помощники командира и командир ЭМБЧ ("старший механик"). Спускаясь ниже, на трапе упираемся в "блок-пост". Об этом явлении стоит поговорить отдельно, тем более, что такого вида вахты нет ни на одном другом корабле. "Блок-пост" - это матрос срочной службы, который выполняет роль сторожа определенного участка (палуба, трап и т.д.), находящегося в его заведовании. Сторожит он вовсе не секретные объекты, а электрические лампочки, пожарные рукава, огнетушители, стенды, колокола громкого боя и т.д. А поскольку матрос может уснуть, уйти, наконец, у него могут ночью отнять это богатство, делается еще и подстраховка. Так, огнетушители и пожарные рукава можно вообще не выставлять - и действительно, вы нигде не найдете их на корабле. Исключение составляют только время "высочайших" смотров, когда корабль обходят "Е.И.В." со свитой (командир, старпом и т.д.). Тогда выставляется все, что есть, а "блок-посты" обязательно удваиваются. Пытливый читатель может спросить: "А как же лампочки? Ведь их не снимешь, иначе как ходить в полной темноте?" Спешу успокоить: эта проблема давно уже решена на высоком идейно-техническом уровне. Лампочки: а) приклеивают эпоксидной смолой; б) приматывают проволокой - желательно колючей; в) подводят ток к проволоке или плафону. Все это применяется, как правило, в комбинации. И все равно, эти чертовы лампочки воруют.

Вернемся к нашей прогулке. Ярусом ниже проживает командир и флагманы, здесь - "блок-пост", а значит - свет и ковры. Спустимся на вторую, галерейную палубу, расположенную между ангаром и полетной палубой. Здесь есть "блок-посты", а значит, есть свет. Но не стоит обольщаться, ибо БЧ-5 всегда готова "помочь", поэтому фонарик (без него тут никуда) надо держать на "товсь". Спустившись на палубу ниже, пройдем по 3-й палубе левого борта (она проходная от носа до кормы). Здесь тоже "блок-посты" и свет.

Теперь включим фонарик и спустимся еще ниже... Здесь мы станем свидетелями очередного авианосного чуда, делающего этот корабль непохожим ни на один другой. Вы можете идти по залитой светом чистой 3-й палубе, но стоит только спуститься ниже, как вы попадаете в "катакомбы" - с развороченными постами, брошенными каютами, все это - без света и очень часто затоплено (иногда сточными водами, так что запах "высококачественный"). Ниже - то же самое. Конечно, такое не везде (не более 60% сходов ниже 3-й палубы). Если вы окажетесь на освещенном сходе, значит, там кубрики или склады службы снабжения.

Спускаемся еще ниже, в трюма. Там все в мазуте и воде, там и тут - кучи мусора (нести его на причал далеко, да туда и пускают только в определенное время, а приборка на корабле делается всегда, вот и кидают мусор в трюм). А знаете, сколько у нас мазута и воды в трюмах? Сколько, сколько? 50 т, говорите? Простите, это несолидно. Ведь мы - авианосец, а не какая-нибудь канонерка. Тогда 500. Ну что, внушительно - почитай, 10 железнодорожных цистерн. Все равно неверно - добавьте еще ноль, и будет как раз. Возможны недовольные возгласы со стороны: дескать, плавали, знаем, и у нас такое было, жили только в надстройке. Можно узнать, что это за корабль? Ах, БПК «Удалой»! Это тот, что уже 10 лет после пожара в отстое, и экипаж на нем - 30 человек. Простите, сравнение некорректное, мы ведь вам не о корабле отстоя рассказываем, а о целом авианосце, который в море ходит!

Со всей ответственностью заявляем, что второго такого корабля просто нет. Сейчас на Северном флоте все корабли делятся на две группы: "ходовые", т.е. чистые, опрятные и готовые идти в море, но стоящие из-за нехватки топлива, и корабли "отстоя" (сейчас их большинство). «Кузнецов» же - единственный гибрид, "ходовой-отстой".

Удобства во дворе

Обратите внимание: когда рассказывают о каком-нибудь чудо-корабле, то вначале приводят количество пушек, их калибр, толщину брони и т.д., и уж потом, между делом, да и то редко - об условиях жизни экипажа. А между тем, сие не совсем верно, ибо именно экипаж эксплуатирует все это многообразие вооружения. Поэтому, чтобы избежать этой ошибки, обратим особое внимание на условия обитаемости экипажа.

Первое, что надо отметить, так это отсутствие на корабле отопления, что, согласитесь, для Севера немаловажно. Причин тому много, но, пожалуй, главная - это отсутствие постоянно действующего вспомогательного котла. Поэтому пар на хозяйственные нужды берется от ГЭУ, что весьма накладно, т.к. требует не обычной, а специальной котельной воды, коей на флоте всегда мало. Можно еще подать пар с ЭНС (энергонесущее судно пр. 305), но давления оттуда - "кот наплакал" (а зимой 1998/1999 гг. вообще ничего не подавалось). В результате пар на отопление подается периодически, что в системе не предусмотрено, т.к. отсутствует слив конденсата. Система парового отопления проходит по БПТЗ (бортовой противоторпедной защите) или, как ее называют на корабле, коридорам труб, т.е. вдоль борта. Поэтому когда прекращается подача пара, трубы очень быстро промерзают. А дальше все как в учебнике физики: конденсат превращается в лед, лед расширяется, труба лопается. В результате отопления нет, тепла нет, на переборках - местами иней, а на палубе - лед. Экипаж даже в ангаре строится в шинелях. Если в кубрике или каюте +5°С, то это уже хорошо, а если +12-15° - это уже, простите, барство!

В такой обстановке спасают только электрогрелки. Поскольку покупать их дорого, а достать корабельную сложно, "лепят" их, кто во что горазд. Начальство же изымает "нештатное электрооборудование", при этом его хозяева получают "награды". Но холод - не тетка, и ряды мечтающих об индивидуальном электрическом солнце не тускнеют.

Горят же чаще всего не электрогрелки, а трансформаторы сети освещения. Они просто не рассчитаны на нагрузки, которые дают навешенные на них электрогрелки. В результате и напряжение в сети всегда значительно ниже ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на североморском рейде штатного (100 В вместо 127 - далеко не предел). Подливает масло в огонь и отсутствие в каютах сети на 220 В (есть только никому не нужные 127 В), поэтому все стараются провести себе 220 В. Колдуют по-разному: кто-то "кидает фазу" от 380 В, другой складывает фазы 127 В, третий тащит километровые провода от редких щитов на 220 В. А это, в свою очередь, способствует многочисленным замыканиям.

Но холод страшен не только этим. Им пронизана вся корабельная жизнь. Ведь замерзает не только конденсат - то же происходит и с прочими трубами, в коих есть вода. По этой причине во все каюты 2-й палубы (а это почти 60% всех корабельных кают) вода не подается ни зимой, ни летом. Ни один офицерский душ не работает. Поэтому лозунг о равенстве и братстве здесь особенно применим, все - и матросы, и офицеры - моются в носовой (кормовая не работает) бане личного состава. Конечно, это не распространяется на командование - у них есть свой душ.

Вода подается не на все камбузы. Обычным делом зимой стало и отсутствие стока с кают. Соответственно, тяжело на корабле и с гальюнами. Всего их более полусотни, но добрая половина не работает, а значительная часть остальных закрывается на замок: если вы не являетесь счастливым обладателем "золотого ключика", то "добро" вам меньше есть, тем более, что МО РФ всегда в этом плане готово пойти навстречу.

Зимой 1998/1999 гг. замерзли даже трубки в одном из главных котлов.

Скверно у нас и с вентиляцией - 50% электродвигателей вентиляторов давно сгорело. А без вентиляции туго, поскольку, в отличие от других кораблей, иллюминаторов здесь мало, а подавляющее большинство жилых помещений вовсе их не имеет. Так что возможна только принудительная вентиляция, а если ее нет, в каюте будет пахнуть плесенью, с подволока закапает конденсат, а духота - "хоть топор вешай".

Напоследок стоит рассказать о нашей кают-компании. Как таковой ее нет, а имеется столовая офицеров, где оные в количестве более 150 человек только питаются - и ничего более. Помещением это больше напоминает сельскую столовую для механизаторов во время страды. Скатертей нет и в помине, ножи - тоже излишество, посуда - не то, чтобы совсем грязная, но столовые предметы все же лучше протереть "перед употреблением". Готовят, в принципе, хорошо, и продукты по сегодняшним флотским меркам хорошие. Однако всего этого может и не хватить, т.к. в буфете подворовывают. Поэтому в кают-компанию лучше не опаздывать. Наверное, разумнее было делать несколько кают-компаний (например, для каждой БЧ).

Вся королевская рать

Какой кошмар, кто же в таких условиях будет жить? Рассказываю.

Предполагалось, что служить на «Кузнецове» будут полторы тысячи человек (без авиагруппы и десанта), но постепенно экипаж вырос до 2000. Командир - контр-адмирал (это единственный плавающий адмирал!), у него ряд помощников: старпом (капитан 1 ранга), помощник, помощник по воспитательной работе, помощник по боевому управлению, помощник по авиации, помощник по живучести и помощник по правовой работе. На корабле семь боевых частей, четыре службы и три команды: штурманская (БЧ-1), ракетно-артиллерийская (БЧ-2), минно-торпедная (БЧ-3), связи (БЧ-4), электромеханическая (БЧ-5), авиационная (БЧ-6) и радиотехническая (БЧ-7); службы медицинская, химическая, живучести (такая есть только на «Кузнецове»); команды управления ("КУ"), боцманская ("БК") и комендантская. Есть еще "РО" - рота охраны, исполняющая функции корабельного ОМОН.

Еще немного о нашей организации. В день у нас в среднем 10 построений, каждое длится около 35 минут (таким образом, за год мы простаиваем на построениях почти 65 суток). На построениях всегда говорят: "Экипаж АВИАНОСЦА... построен". И вообще, командование всегда подчеркивает, что мы служим именно на АВИАНОСЦЕ. Напомню, что классификацию кораблей ВМФ РФ пока никто не менял, а там никакого авианосца нет, есть лишь тяжелый авианосный крейсер. Да и самолеты на нашем корабле - редкость, и посещают они его в довольно жалком количестве. А еще на построениях командир любит говорить (он вообще любит говорить на построениях минимум по полчаса): "Мы должны отработать авианосную организацию". И это на пятом ТАКР!

Со сходами на берег офицеров, мичманов и матросов контрактной службы на «Кузнецове» жестко. Здесь "двухсменка": одну неделю отпускают в понедельник и среду, с 18.00 до 7.30, а также в субботу, с 18.00 до 7.30 понедельника; а в следующую неделю - с 18.00 вторника до 7.30 и с 18.00 четверга до 7.30 субботы. Получается, что в одну неделю вы отдыхаете 64,5 часов, а во вторую - 51 из 168. Забудьте о "статусе военнослужащего" со всеми его выходными - законы РФ здесь не действуют (как, впрочем, и на большинстве остальных кораблей). Правда, некоторые льготы все же выполняются: так, можно получить почти бесплатно квартиру, но - в п. Видяево, а это - у "черта на рогах", и автобусом туда ехать часа четыре. И семью вы будете видеть раз в неделю. Сами понимаете, что в таких условиях могут служить только особые люди.

Начальники у нас тоже удивительные. Вся страна 12 апреля отмечает день космонавтики, а мы - День своего руководства, которое парит в облаках, пока мы, грешные, ходим по земле. От такого стиля командования чувствуешь себя пигмеем.

После всего сказанного неудивительно, что «Кузнецов» пользуется дурной славой. Начальство везде так и пугает: "Будешь себя плохо вести - пошлем на «Кузнецов» (кличка - "Кузя")". Ну, а тем, кому "повезло" попасть служить на «Кузнецов», служить там не очень хочется. Отсюда и большая текучесть кадров. Каждые 4-5 лет (по истечению контракта) младший офицерский состав - а это главный костяк корабля - меняется на 80%. Уходят опытные, а на их место приходят "зеленые". То же касается и мичманов. Все это явно не способствует улучшению эксплуатации техники. В связи с такими условиями контракт после срочной службы на авианосце заключают только те, кто совсем не пригоден для "гражданки" - а это, согласитесь, далеко не лучший "человеческий материал". Не случайно, что не все офицеры считают желательным иметь на корабле "контрактников".

Что касается личного состава, т.е. матросов, то глядя на них, веришь, что СССР жив, живет и жить будет. Каких только национальностей здесь нет! Русских - не больше 60%, хотя призывают, вроде, только жителей РФ. Дело, вероятно, в том, что у нас, русских, "закосить святую обязаность" считается показателем положения в обществе и престижа. Поэтому гребут всех тех, у кого не хватило ума или денег, чтобы уклониться. Читаешь адреса призывников и веришь: не оскудела Русь землею. Деревня, поселок, колхоз, но нет среди молодых матросов ни москвичей, ни питерцев (еще адмирал Н.О. Эссен говаривал: "Хлебопашцы нам на флоте не нужны"). Другое дело - Северный Кавказ. Там считается, что настоящий мужчина должен пройти армейскую школу, а попасть на флот они считают за счастье. Поэтому на корабль приходят не худшие представители Северного Кавказа. Разумеется, они быстро осваиваются с обстановкой, организовывая местечковые группировки и захватывая власть в матросской среде. По иному дело обстоит с тувинцами и башкирами: видимо, из-за отсутствия близкого знакомства с цивилизаций они просто не знают, как уклониться от почетной государственной обязанности. Теперь, вероятно, понятно, почему каждый десятый призывник не говорит по-русски.

От греха подальше, весь этот контингент даже не пускают в увольнение (дабы ничего не учудили в Мурманске). Так и сидят они 2 года на "железе". Главной воспитательной мерой по отношению к матросам теперь стала "плетка" ("пряник" отсутствует), т.е. карцер, куда иногда попадают даже мичманы. От такой жизни матросы любят "теряться", благо корабль большой. Происходит это по 3-4 раза в месяц. Тогда всех офицеров и мичманов расписывают по сходам, и мы ищем спрятавшегося матроса. Поиски длятся обычно 1-2 дня (если не находят в первый день, а это 50% вероятности, то матрос, как правило, через 2-3 дня выходит сам), но были и рекордсмены. Так, одного матросика в Средиземном море искали неделю. А самым знаменитым стал случай с авиатехником, который в состоянии сильного алкогольного опьянения пропал без вести. Его (вернее, его мумию) нашли через ЧЕТЫРЕ ГОДА в таком месте, что до сих пор никто не может понять, как он туда попал...

"Прохиндиада"

"Хочешь жить - умей вертеться". Эта старая добрая истина, хорошо характеризующая стиль жизни на «Кузнецове». Командир любит поговорить про дураков - младших командиров, которые ставят невыполнимые задачи по "доставанию" чего-либо, толкая матросов на воровство, и тут же стращает, что прикроет сход на берег какой-нибудь БЧ, если она к утру не осветит свои коридоры. А где взять эти самые лампочки, если их на корабле не выдают? Вестимо где - у соседей, ночью...

Воруют все и у всех. Как то украли 200 пар (у нас все по крупному) офицерских ботинок, а потом почти в открытую ими по 50 рублей за пару торговали на корабле. А командир все кричал, что всех посадит.

Самой плодотворной нивой здесь, конечно, являются камбузы. С них тащат все, кому не лень, а не лень тут всем. Что не уносится, то съедается, и по ночам на всех камбузах пахнет жареной картошкой. На камбузы выдают специально пробитые консервы, но их все равно продают по сниженной цене рабочим с завода. И первую скрипку здесь играет, конечно, служба снабжения.

Уже было сказано, что у нас туго с душевыми. Но это не у всех. Особо "одаренные" делают себе "самопальные" душевые с электроподогревом - благо, на корабле заброшенных душевых и умывальников огромное количество. Не менее интересно обстоит дело с каютами. На корабле много разграбленных и брошенных кают офицеров десанта, летчиков и авиатехников. При особом желании можно найти себе подходящую и отремонтировать. Поэтому зачастую даже мичманы или матросы-контрактники живут в одноместных каютах. "Хочешь жить - умей вертеться".

Главное : "Орлята учатся летать"

Непонятно; что является главным оружием на авианосном крейсере - авиация или ударные ракеты. «Кузнецов» все же более авианосный, чем ракетный, поэтому главным оружием здесь считается авиация. Теоретически, на корабле может базироваться до 40 Су-33. На деле страна раскошелилась лишь на 24, а для постоянного базирования с огромным трудом подготовила только семь машин.

Наши самолеты, в отличие от более "отсталых" американских, способны решать только задачи ПВО (хотя в ВВС есть самолет-универсал Су-35), поэтому ударную задачу авианосец решает при помощи ПКР. Из-за трамплинного (вместо катапультного) взлета на Су-33 налагаются ограничения по взлетной массе. Если учесть, что (отчасти, по вине ГЭУ) полеты проводятся на б-8-узловом ходу, то становится понятным, почему случаются они только в ветренную погоду и, как правило, без подвесного вооружения и с уменьшенным запасом топлива.

На корабле смонтирована система автоматической посадки, теоретически предусматривающая возможность полетов при любой видимости, однако на практике ее не проверяли. Поэтому полеты производятся только в ХОРОШУЮ ветренную погоду.

Вообще, базирование самолетов на «Кузнецове» носит какой-то странный характер. Авиация даже не появляется в ангаре, а вместо самолетов там мирно стоят: 25-тонный автокран, четыре тягача-буксировщика, пожарные ГАЗ-66 и ЗиЛ, "Газель", УАЗ-452, "козлик" и трактор с установленным на нем реактивным двигателем (для очистки полетной палубы от снега и льда).

Наше оружие

Летом 1998 г. на День ВМФ мы принимали мазут. Вы спросите: "А причем тут оружие?" А вот причем: принимали мы его не только в цистерны, но и в один из постов управления стрельбой. Правда, всего 60 т, да и без злого умысла. Трюмные, видимо, закрыли не тот клапан и продолжали принимать мазут уже в полную цистерну, неплотно задраенная горловина которой находилась возле упомянутого поста. Через эту горловину и затопило пост, в коем почему-то не оказалось вахты БЧ-2. Герметичные стойки не выдержали, и пост вышел из строя.

Два из четырех ЗРК были тоже в свое время затоплены забортной водой из системы орошения. Дело было ночью, в трубе оказался свищ, и все помещения обоих комплексов затопило "по крышу". Все восемь "Кортиков" требуют плановой наладки, на которую нет денег. К довершение всех бед, барахлит система "горизонт-азимут". Поэтому стрелять-то мы можем, а вот попасть...

"А вместо сердца - пламенный мотор"

Когда говорят об БЧ-5, как правило, имеют в виду ГЭУ. О ней и поговорим.

Во первых, один из восьми котлов и один ГТЗА временно не работают - из-за взрыва газохода по причине ошибки в эксплуатации (перед розжигом котла забыли провентилировать газоход). Таким образом, теоретически мощность ГЭУ снизилась до 75%. Но это в теории, а на практике - и того меньше.

Все четыре дейвуда текут, поэтому периодически подтапливаются подшипники линий валов, что накладывает ограничение на максимальное число оборотов. Давно выработала свой ресурс автоматика ГЭУ, от этого «Кузнецов» дымит как броненосец с фотографии начала века. К тому же трубопроводы уже "еле дышат", да и матросы, обслуживающие ГЭУ, не блещут профессиональными навыками и знаниями. В результате вместо почти 29 узлов, которые дал «Кузнецов» на испытаниях, или хотя бы 24, на трех машинах он еле держит 16-18, а обычно - не более 10-12 узлов.

"Хорошо" обстоит дело и с электрической частью. То турбогенератор "сядет", а резервный дизель-генератор не сможет запуститься, то еще что-нибудь случится. И весь корабль погружается во мрак. Особенно пикантно это выглядит на ходу: локаторы не излучают, связи нет, котлы тухнут - не авианосец, а "летучий голландец" . Именно при таких обстоятельствах летом 1998 г. едва не погиб ЭМ «Бесстрашный», а еще раньше - «Киев». В обоих случаях корабли в шторм несло на берег, и лишь чудом успели ввести в строй ГЭУ. На «Киеве» это произошло в 3-4 кабельтовых от скал...

Следует сказать и о пункте базирования авианосца. Официальным местом для него является судоремонтный завод №35 (СРЗ-35). Не знаю, как обстоят дела на других флотах, а вот на Севере больше ни один корабль не имеет место постоянного базирования в заводе. Для «Кузнецова» это, пожалуй, идеальный вариант, т.к. в противном случае ему пришлось бы базироваться в п. Видяево, (где ранее и находилось его штатное место). Там ничего нет, кроме сопок и десятка домишек. Сейчас в Видяево доживает свой век списанный «Киев».

Рядом с нами стоит «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Когда-то он пришел в СРЗ-35 в ремонт и у него сгорела кормовая машина. Теперь он официально находиться на консервации, а по-настоящему же просто умирает. Ведь на консервацию тоже нужны деньги, а тут просто "повесили на корабль замок". Рабочий день там строго до 17.00, экипаж - всего 75 человек, и матросы каждый день ходят в увольнение - не служба, а сказка. Так они и стоят в полукабельтове друг от друга, два антипода - "каторга" и "курорт" Северного флота. Чудны дела твои, Господи!

СРЗ-35 не ахти как приспособлен к базированию авианосца. Пар подается скверно или совсем не подается. С водой тоже самое, т.к. напора не хватает для подачи ее на ярусы надстройки. Электричество тоже в обрез - "берег" слабоват, и зимой, когда из-за грелок нагрузка в сети повышается, береговой щит питания периодически "рубится".

Но повествование о СРЗ-35 не будет полным без рассказа о ВОХР. Укомплектован он женщинами "бальзаковского возраста", что, однако, нисколько не влияет на боеспособность - не дай Бог попасть в их женские руки (не случайно Зимний защищал именно женский ударный батальон). На КПП завода вас обязательно обыщут, обнюхают (на предмет малейшего запаха спиртного) и, конечно, проверят наличие пропуска. Это вам не «Кузнецов». Все это доведено до абсурда. Например, через КПП без специального пропуска запрещен пронос больших сумок, рюкзаков и "дипломатов" (даже пустых). Но если вы запихнете их в целлофановый пакет (даже пусть двухметровый), то можно нести без всяких пропусков.

У читателя, вероятно, от всего сказанного остался нехороший осадок - оно и понятно. Одни скажут, что такого не может быть, а другие возмутятся: до чего дошел флот и как опустились нынешние военные. Нам приходилось довольно часто слышать такие обидные речи - и непременно от гражданских лиц. Подобные суждения всегда вызывали скорее чувство недоумения, чем обиды. Наша страна, даже при всей своей экстравагантности, не "банановая республика", где армия есть государство. У нас МО - лишь часть государственного механизма. И вообще, за последние 100 лет армия в России была далеко не ведущей политической силой. В отличие от гражданского сектора, мы, военные, зависим от правительства не косвенно (через законы), а напрямую (через приказы). Так что мы - точный слепок с нашего государства-правительства. А поскольку каждый народ достоин своего правительства, не стоит отмежевываться от наших, вернее, общих проблем.

Если же и дальше развивать эту тему, стоит развеять и еще одно недоразумение, чрезвычайно стойкое в "гражданских кругах" - о якобы природной тоталитарности военных. Мы - плоть от плоти своего народа, и сторонников РНЕ или ЛДПР среди военных не больше, чем среди остального народа. А сторонников КПРФ, пожалуй, даже меньше.

От некоторых военных приходилось слышать и такое: дескать, раз мы не умеем эксплуатировать авианосцы, то они нам и не нужны, достаточно одних ЭМ и БПК. Но тогда зачем нужны эти самые ЭМ и БПК? Ведь вдали от берега без поддержки авиации они будут уничтожены, а под берегом их задачи спокойно решают МРК и МПК. И командование ВМФ, слава Богу, это понимает и в последнее время, в меру своих возможностей, старается спасти этот уникальный корабль, да и вообще "авианосное направление". Ходят даже слухи, что «Кузнецов» больше не будет зимовать на севере. Но можно ли все это сделать, не имея поддержки на самом верху? Для его эксплуатации и особенно для ввода в строй хотя бы двух дюжин Су-33 нужны большие деньги...

Ужасно обидно за наш уникальный и любимый корабль.

ТАСС о том, что между Минобороны РФ и Объединенной судостроительной корпорацией заключен контракт на ремонт авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов".

Как сообщал ранее заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, ремонт корабля предполагается завершить в 2020 году, а его возвращение в строй запланировано в 2021 году. Ремонтные работы будут проведены на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске (филиал Центра судоремонта "Звездочка").

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об авианосце.

"Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" - тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР). По состоянию на 2018 год - крупнейший корабль и единственный авианосец Военно-морского флота (ВМФ) России. Входит в состав Северного флота, флагман ВМФ. 23 февраля 2018 года президент РФ Владимир Путин наградил ТАКР орденом Ушакова (за заслуги в укреплении обороноспособности страны, высокие показатели боевой подготовки, мужество и героизм, проявленные личным составом во время выполнения боевых задач).

История проекта

В послевоенный период в руководстве СССР, Министерства обороны и ВМФ не существовало единого взгляда на необходимость авианосцев и возможные способы их применения. Часть политиков, промышленников и военачальников (в том числе министр обороны маршал Андрей Гречко и министр судостроительной промышленности Борис Бутома) выступала за строительство крупных атомных авианосцев, аналогичных американским типа Nimitz.

Оппоненты (среди них - главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков и сменивший в 1976 году Гречко на посту министра обороны Дмитрий Устинов) указывали на высокую стоимость программы строительства авианесущих кораблей, отсутствие внятной концепции их использования и делали акцент на развитие подводного флота, в первую очередь атомных субмарин. В результате до 1980-х годов в составе ВМФ СССР отсутствовали авианосцы, рассчитанные на самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой.

Для противолодочной борьбы, которая была объявлена приоритетом надводных сил ВМФ СССР, строились противолодочные крейсера проектов 1123 и 1143, на которых базировались вертолеты, а также самолеты вертикального взлета-посадки Як-38. По боевым возможностям эти машины уступали обычным самолетам, что заставило руководство ВМФ в начале 1970-х годов вернуться к планам создания крупного авианосца, способного обеспечивать ведение боевых действий авиации на значительном удалении от баз флота.

Предлагалось построить атомный авианосец водоизмещением до 80 тыс. т, с авиапарком до 70 летательных аппаратов (проект 1160 "Орел"). В дальнейшем проект подвергался многочисленным изменениям, в конце 1970-х годов работа над ним была прекращена. Взамен было решено построить авианосец, взяв за основу авианесущий крейсер проекта 1143 и оснастив его оборудованием для взлета и посадки "обычной" авиации. Также разработчики отказались от использования атомной энергоустановки.

Проект 11435 был разработан в начале 1980-х годов в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, ныне - Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Василия Аникиева. В процессе проектирования специалисты отказались от установки на корабле катапульт - вместо них авианосец оснащен носовым трамплином, что ограничивает взлетный вес летательных аппаратов.

Кроме того, на авианесущем корабле было установлено мощное ударное вооружение - ракеты П-700 "Гранит". В результате проект 11435 был классифицирован ВМФ как "тяжелый авианесущий крейсер" (ТАКР; по другой версии, это было сделано для обхода положения конвенции Монтрё о статусе черноморских проливов, которое запрещало проход через них авианосцев).

Первоначально предполагалось назвать головной корабль "Советский Союз" (в 1930-е годы такое же имя предполагалось присвоить первому линкору советской постройки, не завершенному в связи с началом Великой Отечественной войны). В 1982 году авианосец получил название "Рига" (традиционно советские авианесущие корабли называли в честь столиц союзных республик). В конце 1982 года переименован в "Леонид Брежнев" (после смерти генерального секретаря ЦК ЦКСС). В 1987 году в начале перестройки и осуждения "эпохи застоя" ТАКР сменил имя на "Тбилиси". С октября 1990 года - "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" - в честь Николая Кузнецова, возглавлявшего ВМФ СССР в 1939-1947 и 1951-1955 годы.

Строительство, испытания

Корабль был заложен на Черноморском судостроительном заводе (город Николаев, ныне на территории Украины) 1 сентября 1982 года под заводским номером 105. 22 февраля 1983 года перезаложен (как "Леонид Брежнев"), спущен на воду 4 декабря 1985 года. 8 июня 1989 года начались швартовые испытания. 21 октября 1989 года корабль был выведен в Черное море, где провел цикл летно-конструкторских испытаний самолетов. Для подготовки пилотов одновременно со строительством корабля на аэродроме Саки-4 (поселок Новофёдоровка, Крым) был открыт специальный учебный центр НИТКА ("Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный", ныне - полигон взлетно-посадочных систем "Нитка").

Первую в истории советского ВМФ горизонтальную посадку на корабль совершил 1 ноября 1989 года летчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Пугачёв на самолете Су-27К. 25 декабря 1990 года был подписан приемный акт, а 20 января 1991 года корабль вошел в состав Северного флота ВМФ СССР. Однако он оставался на Черном море, продолжая испытания. Переход в Североморск был совершен только в конце 1991 года.

История службы

Эксплуатацию корабля затрудняли отсутствие финансирования и необходимой береговой инфраструктуры. В частности, много проблем возникало с главной энергетической установкой, котлы которой постоянно выходили из строя.

По состоянию на апрель 2018 года авианосец совершил семь дальних походов, из них шесть - в Средиземное море (1995-1996, 2007-2008, 2008-2009, 2011-2012, 2013-2014, с 15 октября 2016 года по 8 февраля 2017 года) и один - в Северную Атлантику (2004). В 2000 году "Адмирал Кузнецов" был задействован в аварийно-спасательных работах по оказанию помощи затонувшей подводной лодке К-141 "Курск".

Находясь в седьмом по счету дальнем походе, в ноябре 2016 года - январе 2017 года крейсер впервые принял участие в боевых действиях - палубные истребители корабля наносили удары по инфраструктуре террористических организаций "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра" (запрещены в РФ) на территории Сирии. Всего в течение похода летчиками палубной авиации было выполнено 420 боевых вылетов, в том числе 117 ночных, поражены 1 тыс. 252 объекта террористов.

Корабль проходил ремонты в 2001-2004, 2008, 2015 годах.

Тактико-технические характеристики

  • Длина по ватерлинии - 270 м;
  • наибольшая длина (палубы) - 306 м;
  • ширина по ватерлинии - 33,4 м;
  • наибольшая ширина - 72 м;
  • высота - 64,5 м;
  • стандартное водоизмещение - 46 тыс. 540 т;
  • полное водоизмещение - 59 тыс. 100 т;
  • скорость полного хода - 29 узлов;
  • дальность плавания при скорости 29 узлов - 3 тыс. 850 миль, при скорости 14 узлов - 8 тыс. 417 миль;
  • автономность плавания - до 45 суток;
  • экипаж - 1 тыс. 960 человек, в том числе 518 офицеров и 210 мичманов.

Главная энергетическая установка - котлотурбинная, включает четыре паротурбины мощностью 50 тыс. лошадиных сил каждая. На корабле установлены девять турбогенераторов и шесть дизель-генераторов мощностью по 1 тыс. 500 кВт каждый.

Вооружение

  • 12 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса П-700 "Гранит" (дальность полета сверхзвуковых ракет - около 550-600 км);
  • 24 пусковые установки зенитно-ракетного комплекса "Кинжал" (боезапас - 192 ракеты);
  • восемь модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик" (боезапас - 256 ракет, 48 тыс. снарядов);
  • шесть шестиствольных артиллерийских установок АК-630 калибра 30 мм (48 тыс. снарядов).
  • реактивный комплекс противоторпедной защиты "Удав-1".

Авиагруппа

ТАКР может нести на полетной палубе и в подпалубном ангаре 26 самолетов и 24 вертолета. Авиагруппа крейсера первоначально состояла из палубных истребителей Су-33 (Су-27К), палубных штурмовиков Су-25УТГ, вертолетов Ка-252РЛД (Ка-31), Ка-27/27ПС и Ка-29, с конца 1990-х годов включала истребители Су-33 279-го корабельного истребительного авиаполка (аэродром базирования - Североморск-3, Мурманская область), вертолеты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного полка (база - Североморск-1).

Летом 2016 года на корабле начались испытания обновленной авиагруппы, в состав которой входят новые палубные истребители МиГ-29К/КУБ. В 2016-2017 годах на "Адмирале Кузнецове" во время его похода к берегам Сирии проходили испытания ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К "Катран".

Командиры корабля

  • 1987-1992 годы - капитан I ранга Виктор Ярыгин;
  • 1992-1995 годы - контр-адмирал Иван Санько;
  • 1995-2000 годы - контр-адмирал Александр Челпанов;
  • 2000-2003 годы - капитан I ранга Александр Турилин;
  • 2003-2008 годы - капитан I ранга Александр Шевченко;
  • 2008-2011 годы - капитан I ранга Вячеслав Родионов;
  • 2011 по настоящее время - капитан I ранга Сергей Артамонов.

"Варяг"

По незначительно измененному проекту 11436 в 1985-1992 годах в Николаеве строился тяжелый авианесущий крейсер "Варяг". В 1993 году он оказался в собственности Украины, в 1998 году продан Китаю. В 2012 году принят на вооружение ВМФ Народно-освободительной армии Китая. Получил название "Ляонин". В настоящее время является единственным действующим китайским авианосцем (второй готовится к испытаниям).

Вам также будет интересно:

Минздрав опубликовал порядок повышения квалификации за счет фонда омс
Непрерывное медицинское образование (НМО) - больной вопрос для медицинских работников и...
Зачем нужна лицензия такси для Яндекс
Вокруг необходимости лицензии такси для работы в Яндекс.Такси кипят нешуточные споры. Какие...
Как найти работу после института молодому специалисту без опыта
Ирина Давыдова Время на чтение: 12 минутА А Поиск работы для вчерашнего выпускника...
Контрольная работа: Реклама и работа с общественностью в спорте Спортивные товарные знаки
За последние годы экономические отношения в области спорта и спортивной индустрии России...
Один выходной день при шестидневной рабочей неделе: норма рабочего времени и доплаты
Бухгалтер, специализирующийся на оплате труда, часто сталкивается с начислением отпускных...