Бизнес. Заработок. Кредит. Недвижимость. Копирайт

Что должен уметь кондитер 3 разряда

Общественное объединение (организация) без регистрации юридического лица Общественные организации и группы

Шаблон презентации для родительского собрания в школе

Смотреть страницы где упоминается термин функционирование рынка Условия для функционирования рынка

Разработка стратегии управления персоналом организации на примере ооо "в-лазер"

Барьеры в общении и их преодоление - реферат Способы их преодоления

Презентация на тему япония Скачать презентацию про японию на обществознание

Презентация на тему: Профессия - парикмахер Презентация на тему профессия парикмахер для малышей

Взаимодействие генов" презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему

Отрывок, характеризующий Ракетные крейсера типа «Олбани»

Презентация на тему "садовые цветы" Презентация о садовых цветах для детей

«По соглашению сторон»: все за и против полюбовного увольнения Увольнение по соглашению сторон плюсы

Автоматизация закупочных процедур

Компания cdek просит паспортные данные при заказе на алиэкспресс: зачем это нужно?

Общественное питание: правила, гост

Тренинг эффективного общения. Тренинг "сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия" Типичные схемы взаимодействия

Тренинг эффективного
взаимодействия педагогов с
родителями «Эффективные
техники речевого общения»
Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями
«Эффективные техники речевого общения»
Цель – способствовать формированию у педагогического коллектива
навыков эффективного общения с родителями.
Задачи: ­ актуализировать имеющиеся знания о вербальном общении;
­ обучить приемам эффективного вербального общения;
­ способствовать укреплению межличностных отношений в коллективе;
­ обучить навыкам коллективного взаимодействия;
­ способствовать самопознанию и самосовершенствованию.
Ход занятия

Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и
родителей своих учеников в виде геометрических фигур. Когда работа будет
закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают
самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса психолог
дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание.
Вопросы:








Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры:
на одном уровне или на разных (кто­то выше, а кто­то ниже), почему? Что значит
для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в
окружении других геометрических фигур, почему?
На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры?
Почему?
Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой­
нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?
Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и
сколько фигуры, изображающие родителей; почему?
Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и
родителей, почему?
Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы
какой­либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с
родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили
совсем, то почему?
На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы
вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?



Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы
ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете
себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с
родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам
улучшить это?
После того, как участники ответят на последний вопрос, ведущий предлагает
желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих
ощущений.
4.
Мини­лекция «Вербальное общение. Эффективные техники»
Вербальное (или речевое) общение – это процесс установления и поддержания
целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при
помощи языка. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное
вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг
друга, так и к открытому конфликту.
Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная
помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для
реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует огромное
количество тактических приемов. Для эффективного общения педагога с
родителями необходимо сознательное использование тактических приемов,
например, такого как «Я – высказывание», предложенного Томасом Гордоном.
«Я – высказывания»
«Я – высказывания» могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях
конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному его разрешению.
Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями,

использование хотя бы одной из позиций «Я – высказывания» позволяет снизить
напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я –
высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения
своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того,
чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий
выражает словами проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину
их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой
заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в
дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений. Чтобы
научиться использовать «Я – высказывания» в сложных ситуациях, желательно
отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его
включение в напряженных обстоятельствах.
Алгоритм построения «Я – высказывания»:
Объективное описание произошедшего (без собственной оценки
происходящего).
Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в
напряженной ситуации.
Описание причины возникновения чувства.
Выражение просьбы.
1.
2.
3.
4.
Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему
даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако
такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет
наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что
показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов

решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на
возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание
совместной работы с родителями.
Отработка построения «Я – высказывания».
Ситуации: ученик пришел с улицы в грязной обуви, не переобулся и наследил по
всему, свежевымытому кабинету; ученик стучал линейкой по парте, не давал
вести урок; ученик прогулял целый день, пропустил занятия в школе, его видели
на улице; у ученика в четверти намечается 2­ка по вашему предмету. Сообщите об
этом родителям, используя «Я ­ высказывания».
Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование
стилей «адвокат» и «прокурор». Любая профессиональная деятельность,
которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает
отпечаток на развитие личностных качеств.
Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует
отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто
жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими,
что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо»,
«правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется
некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию
доброжелательной атмосферы, так как, во­первых, собеседник боится открыто
заявить о своей позиции, а во­вторых, негативная информация о ребенке, о его
поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями
болезненно и иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно
отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей
воспитателя или учителя является обвинение.

Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту
педагогом ребенка (или его родителей).
Так, стиль «адвокат» рекомендуется использовать педагогу в общении с
родителями тогда, когда:
­ те просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами,
интересуются поведением и успехами ребенка;
­ родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него
слишком высоких результатов;
­ педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке.
В этом случае разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке
хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.
Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника ­
человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное
в позиции «адвокат» ­ не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации.
Вопросы родителям задают не для того, чтобы обвинить, а чтобы помочь.
Позиция «адвокат»
­ Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я
протягиваю вам руку помощи.
­ Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит,
на это все же есть какие­то причины. Для меня важно не выявление этих причин
(кто прав, кто виноват – решать не мне), не выражение своего одобрения или
порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя
профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет
использовать в жизни.

Позиция «прокурор»
­ В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в
ответе.
­ Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу
вам помочь.
Обучение в школе, каким бы интересным и полезным оно ни было, всегда
сопряжено с определенными трудностями. И все одиннадцать лет, которые
ребенок проводит в школе, не могут быть только радостными и безоблачными.
Поэтому педагог, работающий с детьми, вынужден время от времени, общаясь с
родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный
характер. Негативная информация, переданная педагогом родителям, в
дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и
началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от
стиля ее подачи педагогом. Так, использование стиля «прокурор» вряд ли будет
способствовать взаимопониманию собеседников. Более того, как только
родитель почувствует в словах учителя или воспитателя нотки обвинения, он
либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь,
либо «закроется», смерено соглашаясь со всем, что скажет педагог, но не
проявляя никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный
родитель, скорее всего вместо попыток решить проблему устроит головомойку
своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с
педагогом.
Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того, она имеет и свое
продолжение: после подобной «воспитательной» беседы вряд ли у ребенка с
родителями сложатся хорошие отношения. К тому же обида или даже злоба на
учителя, который «наябедничал», тоже едва ли поможет разрешить проблему,
напротив, все это может только усугубить положение. Конечно, негативная
информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача
педагога – проявить уважение к родителям, пришедшим на встречу с ним, и

показать, что он, педагог, заинтересован прежде всего в помощи ребенку, а не в
его обвинении.
Конечно, все вы знаете, что о трудностях в учебе и поведении, с которыми
столкнулся ребенок, рассказывать нужно не на общем собрании, заставляя мам и
пап краснеть, а на индивидуальных консультациях.
Следовательно, общая установка педагога на решение проблемы, на то, что
родитель – это не враг, мешающий воспитывать ребенка, а единомышленник.
Использование стиля «адвокат», который предполагает в разговоре с
родителями делать акцент не на обвинение ребенка, а на поиск путей решения
проблемы, поможет сделать общение в трудной ситуации более эффективным.
Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство учителя
или воспитателя, можно также использовать «принцип сэндвича»: хорошая
информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы
проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит
эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит
только о поступке, а не личности ребенка, не обобщается информацию, не ставит
«диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что
может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.
5.
1.
2.
Игра «Здравствуйте, мама Пети…»
Педагоги разыгрывают 2 ситуации:
Один участник – педагог­«прокурор», хочет рассказать родителю «всю
правду» о ребенке. Второй участник – тихая, спокойная, неуверенная мама.
Один участник – добродушный учитель, который хочет помочь ребенку,
«адвокат». Второй участник – агрессивная мама с установкой «все вокруг
виноваты».

6.
Подведение итогов (что понравилось, что не понравилось, что полезного
было на тренинге).

Педагог-психолог Гатилова Вероника Сергеевна

Тренинг эффективное взаимодействие

Пояснительная записка

Переход в среднее звено одновременно предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию, и при этом предоставляет бОльшую свободу выбора, нежели этом было в начальной школе. В 5ом классе ребята выходят из-под опеки первой учительницы, и переходят в среднюю школу, в которой каждый учитель ведет свой предмет и предъявляет свои требования к выполнению работы. И этот переход совпадает с естественным взрослением, началом младшего подросткового возраста, когда огромное значение приобретает умение общаться со сверстниками и находить с ними общий язык. Этот тренинг создан с целью профилактики возможных проблем в межличностном общении в дальнейшем и с целью помощи в формировании сплоченного коллектива.

Цель: формирование навыков работы в команде

Задачи :

    Тренировать навык презентации себя

    Развить организаторские качества

    Способствовать формированию групповой сплоченности

    Создание положительного психологического климата в классе

    Развивать умение действовать сообща

Контингент участников : параллель 5ых классов

Возраст : 10, 11 лет

Количество участников : 20 человек

Продолжительность : 1 час

Вид мероприятия : тренинг

Необходимое оборудование : план занятия, мяч, лист ватмана и маркеры, музыка(колонки), пазлы, рисунок корзины, стикеры, раздаточный материал «неоконченные предложения».

Ожидаемые результаты : повышение эффективности работы в команде

1 Занятие «Давайте знакомиться заново»

Цель: знакомство, выявление ожиданий, правил работы в группе, работа с понятием «команда».

Разминка : упражнение снежный ком

Ведущий передает мяч по кругу, и каждый участник представляется по имени и называет имена всех, кто представился перед ним.

Основная часть : бегущая ассоциация на слово «команда »,

Участники высказывают свои предположения, образы, все, что приходит на ум, когда называют данное слово. Затем по очереди записывают все на листе ватмана. Затем обобщает все сказанное и выдает сложившееся в группе представление о команде.

упражнение «образ команды» + рефлексия,

Ведущий предлагает рассчитаться на 1ый, 2ой. Образуются 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает метафору, которую необходимо обсудить, и на основании общего решения представить образ команды, который соответствует данной метафоре. Метафоры:

- Команда – это живой, творчески функционирующий организм

- Команда – это слаженный, четко действующий механизм

Время на обсуждение и подготовку 10-15 минут.

упражнение «полянка» + рефлексия

Все участники группы представляют себя на поляне в лесу в виде любого объекта. Выбирают себе удобное местоположение и стараются изобразить этот объект. В течении 3 минут под музыку на поляне происходит действие. Как только заканчивается музыка, все участники возвращаются в круг.

Рефлексия(кем был сам, какие объекты заметил на поляне, о своих ощущениях, чувствах, которые появились у него на поляне)

Заминка: упражнение «цветочная фантазия» + рефлексия всего занятия

Участникам предлагается представить себя на поляне, где можно увидеть рядом любые цветы – от самых экзотических, и возможно, очень привередливых в уходе, до самых обычных, полевых, радующих взгляд человека и не требующих от него чрезмерной заботы. Присмотреться и выбрать тот цветок, который больше всего понравился. Рассмотреть его повнимательнее: какие у него лепестки, стебель, у него один цветок или это соцветие. Почувствовать его аромат. Обратите внимание на то, что произрастает вокруг него, и рассказать об этом участникам группы.

Необходимые инструменты : мяч, лист ватмана и маркеры, музыка(колонки)

2 Занятие «Приглядись к тому, кто рядом»

Цель: обратить внимание участников группы на особенности друг друга, то, каким воспринимают человека со стороны, развить организаторские качества в игровой ситуации, умение презентовать себя, свою работу; способствовать развитию групповой сплоченности.

Разминка: отзеркаливание приветствия

Ведущий предлагает поприветствовать друг друга в своей собственной манере, по очереди выходить в круг, после представления участника, вся группа повторяет движение и здоровается в ответ.

Основная часть : упражнение «атомы»

Ведущий предлагает всем представить себя атомами, которые выглядят следующим образом: руки согнуты в локтях, кисти прижаты к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. Ведущий называет число атомов, которые объединяются в молекулы. Например, число 3 – по 3 атома в каждой молекуле. Таким образом, группа объединяется то в пары, то в тройки, четверки, пятерки, постоянно двигаясь по комнате.

упражнение «оркестр» + рефлексия

Из группы выделяется несколько человек – «дирижеров», которые будут создавать себе «оркестр». Каждый дирижер набирает себе подгруппу из оставшихся участников – «инструментов» и создает свой музыкальный шедевр. Участники группы могут припевать гласные звуки, хлопать в ладоши, топать ногами, как поочередно, так и все вместе.

Время на подготовку 5-7 минут. Затем каждый «дирижер» представляет свой «оркестр» и тот шедевр, который они создали вместе.

Рефлексия(что вызвало приятные чувства, ощущение комфорта, что вызвало противоположные чувства, возможно ощущение дискомфорта)

упражнение «сказочные герои»

Ведущий: Часто, встречаясь с людьми, мы испытываем достаточно разные чувства, ощущения. С одним человеком нам легко и приятно общаться, улыбка не сходит с нашего лица, он кажется нам таким близким, почти родным, мы готовы рассказать ему о себе все. А с другим испытываем неловкость, наше тело напряжено, что-то вызывает у нас опасения, мы стараемся как можно быстрее закончить свое общение с ним. Как вы считаете, с чем это может быть связано? Ответы ведущий записывает и затем резюмирует.

А были ли у вас случаи, когда люди напоминали вам сказочных персонажей?

Ведущий предлагает участникам занятия вспомнить своих любимых сказочных героев, которые привлекали их, возможно они чувствовали себя на них похожими. Он просит записать этих персонажей на правой стороне листа, а слева – тех героев, которые являются совершенно противоположными по своему характеру, поведению с любимыми героями.

упражнение «режиссер» + рефлексия

Ведущий: сегодня у нас с вами есть потрясающая возможность принять участие в кастинге актеров на роли в фильмах-сказках известной студии Уолт Диснея. Я предлагаю тем, кто уверен в своих силах и кому интересно, на какую роль они могли бы претендовать в новой сказке, выйти в круг. Остальные участники – режиссеры, которые и будут проводить отбор актеров. Каждый актер по очереди присаживается на стул и выслушивает предложения режиссеров. Режиссеры, предлагая ту или иную роль актеру, объясняют по каким параметрам они видят данного актера в этом образе. Актер записывает на другой стороне листа все роли, которые ему были предложены, затем зачитывает те роли, которые ему приятно было бы сыграть, возможно они совпадут с любимыми сказочными персонажами из упражнения, которое проводилось ранее. Далее актер объясняет, в какой роли он себя не видит и в какой не захотел бы сниматься ни под каким предлогом. Возможно, что актеров будет меньше, поэтому ведущий может ввести четкую директиву, например, рассчитаться на 1,2,3,4 и каждый четвертый – актер.

Заминка : упражнение «мы один цветок» + рефлексия всего занятия

Ведущий: Сегодня мы с вами еще раз увидели, что то, каким нам хотелось бы быть в глазах других, не всегда совпадает с тем, что есть на самом деле, какими нас видят окружающие. И хочется надеяться, что нас есть о чем подумать.

Участники представляют групповую композицию «Мы один цветок», где каждый – лепесток, который индивидуален и неповторим, но при этом все вместе – это единый цветок.

3 Занятие «Дружба – доверие без границ»

Цель : создание в группе атмосферы доброжелательности, расширение пространства доверия, развитие осознанного отношения к дружеским связям.

Разминка: упражнение «имя и любимое число»

Ведущий предлагает участникам группы назвать свое имя и показать любимое число в пределах 10.

упражнение «приветствие на пальцах»

Все участники хаотично передвигаются по комнате и, встречаясь с кем-то, стараются вспомнить его любимое число и поприветствовать, выбросив число на пальцах. Внимание, игра проводится в полной тишине, договариваться, чье число выбрасывают первым можно только с помощью глаз.

игра «меняются местами те, кто..» + рефлексия

Ведущий предлагает участникам группы поменяться местами, если они согласны с такими утверждениями:

    Утром умывался

    Одет в брюки

    У него голубые глаза

    Сегодня пришел на занятие в хорошем настроении

    Сыт, не хочет есть

    Устал и хотел бы сегодня быть менее активным на занятии

    Бодр и активен

Основная часть: упражнение «чувствоеды»

Все участники объединяются в круг, каждый задумывает какое-либо чувство и представляет его участникам группы с помощью мимики и жестов. Участники называют, какое это может быть чувство.

игра «мозг и руки» + рефлексия

Ведущий предлагает разбиться на пары. Паре дается задание, разрезанная на части картинка, которую им необходимо собрать. Один – «мозг» - говорит какую часть картинки необходимо взять, он направляет своего партнера, а второй – «руки» - становится за спиной первого, берет его руки в свои и выполняет указания «мозга».

Необходимо, чтобы все пары собрали свою картинку. После того, как задание выполнено, партнеры меняются ролями.

Рефлексия по парная.

упражнение «слепой и поводырь»

Участники делятся на пары и выполняют следующее задание. Один закрывает глаза: он «слепой», который прислушивается к своим внутренним ощущениям и старается их запомнить. Второй – его «поводырь», который помогает «слепому» познакомиться с тем, что есть в комнате.

Заминка : упражнение «корзина дружеских качеств» + рефлексия

Ведущий предлагает участникам занятия положить в нарисованную корзину главные качества личности, которые необходимы, чтобы отношения между ними можно было назвать дружескими. Участники пишут качества и накаливают их на ватман, как бы вкладывая в корзину.

Необходимые инструменты : пазлы, рисунок корзины, стикеры.

4 Занятие «Мы – команда!»

Цель: развивать умение действовать сообща, быть гибкими, прислушиваться к мнению друг друга, способствовать развитию групповой сплоченности.

Разминка: упражнение «аббревиатура имени»

Представление участников занятия по именам, но так, чтобы каждая буква имени имела свою характеристику, которая соответствует чертам характера ученика. Например:

О – обаятельная

Л – любознательная

Я - яркая

упражнение «построй фигуру» + рефлексия

Всем участникам предлагается хаотично передвигаться под музыку по комнате, а по условному сигналу ведущего, объединиться в названную геометрическую фигуру.

Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник

Затем задание усложняется, ведущий предлагает участникам образы, которые необходимо создать вместе:

Солнце, дом, цветок

Основная часть: упражнение «образ команды»

Ведущий предлагает ребятам вспомнить свои высказывания, которые были на слово «команда» на первом занятии. Он вывешивает ватман с их высказываниями и предлагает дополнить список или изменить что-нибудь. Затем ведущий предлагает определить, является ли их класс командой. Нарисовать на новом листе ватмана образ команды карандашами и фломастерами.

упражнение «ладонь в ладонь» + рефлексия

Ведущий предлагает группе разделиться на пары и, прижимая ладони друг к другу, передвигаться по воображаемому пути с некоторыми сюрпризами и испытаниями. При передвижении участники не отрывают свои ладони от ладоней своего партнера. Затем партнеры становятся в строй на расстоянии 1 метра друг от друга.

Ведущий: вы отправляетесь в путь, но вам будет нелегко, так как ваши ладони как бы приклеились друг к другу, разъединить вы их не сможете. По пути вам предстоит преодолеть ряд препятствий, и только от согласованности и умения находить взаимопонимание зависит успех этого путешествия.

Итак, вы идете по большой и светлой проселочной дороге, она сворачивает в поле, вы благополучно его пересекаете, и перед вами тропинка, уходящая в лес. Вы видите впереди огромную яму, которую необходимо преодолеть.

Молодцы, справа от вас коряга, которая не дает возможности двигаться дальше, обойти ее невозможно, вы пытаетесь ее отодвинуть, делаете это аккуратно, ведь за вами следующая пара. Теперь, на вашем пути мостик, который пересекает лесную речку. Мостик очень шаткий и достаточно узкий; чтобы его преодолеть, вам необходимо прижаться друг к другу и передвигаться мелкими шажками. Вот снова перед вами тропинка, она вывела вас к бурному течению реки, которую можно преодолеть, если вы одновременно будете размахивать руками, как в стиле «кроль». Старайтесь двигаться синхронно. Вот река позади, и вы можете сделать привал в тени деревьев, но помните, что ваши ладони не должны размыкаться. Вдруг, налетел сильный ветер, он очень силен. Поэтому постарайтесь, не размыкая рук, короткими перебежками добежать до пещеры. Пещера в горе, которая находится в 20 метрах от вас, именно в ней вы можете укрыться от ветра и предстоящего дождя. Помогая друг другу, вы добираетесь до пещеры: еще шаг направо, 3 нага вперед, 2 шага налево, и вы у ее входа. Вы входите в пещеру, и теперь у вас есть возможность отдохнуть. Ладони можно разъединить.

Рефлексия:

Какие ощущения и чувства вы испытали? Что вызывало дискомфорт? Что порадовало? Легко ли было преодолевать препятствия или это вызывало затруднения? Какое из препятствий оказалось самым сложным? С каким справились без труда?

упражнение «таинственная пещера» + рефлексия

Итак, вы находитесь в пещере. Вы отдохнули, полны сил, и вас интересует пещера, ведь это напоминает приключения Индианы Джонса. Вы отправляетесь вглубь, по дороге ломает ногу один из товарищей. Вам предстоит решить, оставить его или нести с собой. У вас есть время на обсуждение 5 минут. Если хоть один из вас будет против принятого решения, то вам придется искать другой вариант решения задачи. Только когда вы все будете едины в своем выборе, сможете продолжить свой путь. (команда озвучивает решение) Теперь вы прошли глубоко в пещеру, перед вами дверь. Вы открываете ее и видите склад, где есть провиант(продукты питания и вода), а также золото и драгоценности. Вам предстоит принять важное решение, что взять с собой из пещеры. Помните, что решение вы должны принять единогласно, если хоть один из вас против, то необходимо искать другой вариант. (Время на обсуждение 10 минут – затем озвучивается решение) Вот вы возвращаетесь, помните, что у все есть раненный и те, кто его несет, должны быть освобождены от другой ноши, а также имеют право на питание и привал. Вы должны решить кто несет раненого, а кто вещи. (Время на обсуждение 10 минут. По истечении данного времени, команда объявляет о своем решении. Ведущий предлагает участникам обосновать свой выбор, то есть ответить на вопрос: почему именно эти люди понесут раненого.)

Вы благополучно вышли из пещеры и добрались до поляны, где уже вас ждет вертолет на Большую землю.

Рефлексия:

Что было трудно? В какой момент вы почувствовали себя командой? Какие чувства и ощущения вы испытали за время путешествия? Что вы выбрали и почему?

упражнение «вертолет на большую землю»

Вы в вертолете, раненый жив, вот уже через каких-то два часа дома, но что происходит..Вертолет теряет высоту, пилот не может выяснить причину неполадки. Однако, есть выход: чтобы дотянуть до ближайшего населенного пункта, вам необходимо облегчить вертолет, избавиться от всего тяжелого. Снова вы стоите перед выбором: у вас есть продукты питания, вода, золото, драгоценности. С чем вы готовы расстаться? Вы помните, что решение принимается сообща, если хоть один из вас не согласен, то оно не является выходом.(Время на обсуждение – 10 минут. Затем группа озвучивает свой вариант. Постепенно необходимо подвести группу к тому, что на карту поставлена жизнь людей, самая великая ценность) Вертолет благополучно приземляется, все живы. Ваше путешествие подошло к завершению.

Рефлексия:

Опишите, какие чувства и ощущения вы испытали. Что порадовало, что огорчило? Изменилось ли ваше представление о классе, как о команде? Что по-вашему помогает вам почувствовать себя командой сейчас?

Заминка: дополнение «портрета команды»

Ведущий предлагает участникам после перенесенных тягот и радостей путешествия внести дополнения в рисунок.

Время выполнения 5-7 минут

итоги работы, рефлексия

письменная рефлексия «неоконченные предложения»

Необходимые инструменты: лист ватмана, рисунок с первого занятия, раздаточный материал «неоконченные предложения».

Использованная литература :

    Коробкина С.А. «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», 2015 г.

    Крыжановская Л.М. «Психологическая коррекция», 2014 г.

    Рудякова О.Н. «Развитие культуры общения в подростковой среде», 2011 г.

    Свешникова Л.В. «Рефлексивные техники эмоционального состояния детей», 2015 г.

    Эксакусто Т.В. «Групповая психокоррекция»,2015 г.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Учимся слушать и воспринимать других, развиваем умение говорить о своих чувствах.

Цели тренинга:

  • развитие компетентности общения;
  • развитие чувствительности и осознанности;
  • гармонизация отношений в коллективе.

Задачи тренинга:

  • способствовать развитию умения хорошо слушать и точно воспринимать других людей;
  • развивать умение говорить о своих чувствах и чувствовать партнера по общению;
  • способствовать повышению уверенности в себе;
  • снятие психо-эмоционального напряжения.

Необходимые материалы:

  • Доска для презентаций
  • Листы бумаги
  • Набор фраз (для упражнения «переформулировки»)
  • Микрофон

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники! На прошлой нашей встрече (тренинг часть 1) мы говорили о том, что для гармонизации отношений преподавателей и обучающихся, преподавателей друг с другом важно знакомиться с технологиями и овладевать навыками эффективного общения.

Навыки эффективного общения (вывешивается на доске)

Я-высказывание, умение говорить о своих чувствах.

Активное слушание, умение понять чувства другого человека

Умение задавать уточняющие вопросы

Умение отказывать

Умение просить

Умение идти на компромисс

Умение предлагать альтернативное решение

Умение приводить аргументы

Умение не демонстрировать свои эмоции, а говорить о них, проговаривать.

Ведущий: Для более успешного общения с окружающими необходимо развитие умения хорошо слушать и точно воспринимать других людей. Очень немногие среди нас умеют по-настоящему слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Чаще всего мы занимаем позицию внешнего наблюдателя, который, когда воспринимает окружающих, неспособен вступать с ними в контакт, а когда общается с другими людьми, то не может объективно и разносторонне их воспринимать. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием.

Упражнение под музыку “Послушай себя” (релаксация)

Сядьте поудобнее…, и, если, вам комфортно, закройте глаза. 3 раза глубоко вздохните… Представьте себе, что вы вдыхаете звуки музыки ушами…всеми порами вашей кожи… Дышите глубоко через нос…через кожу… Ваше тело, как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается…
Ваши глаза по-прежнему закрыты и теперь попробуйте не давать далеким звукам проникать в ваши уши…Прислушайтесь к звукам в своем теле слушайте только свое тело…Послушайте сове дыхание…Послушайте, как бьется ваше сердце…Послушайте себя…
А теперь представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частичка, которая очень спокойна и счастлива. Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, пребывает она там в полнейшем мире, в силе и счастье.
И почувствуйте теперь, что эта частичка, находящаяся в самом центре вас – вы сами.
Снова сделаем 3 глубоких вдоха и выдоха и открываем глаза…

Ведущий: И мы гармонично подошли к навыку эффективного общения: слушание

Виды слушания (вывешиваются на доске)

Ведущий: Пассивное слушание может быть успешным, если Вы не заразитесь от собеседника его эмоциями, и не будете реагировать на его эмоциональное состояние личностно.

Упражнение-эксперимент

Инструкция: Возьмите по чистому листу А4 и закройте глаза. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы результат у всех был одинаковый.

Ведущий (читает): Согните лист пополам. Еще раз пополам. Оторвите верхний правый угол. Оторвите нижний правый угол. Откройте глаза. Что получилось? Узоры у всех различные, есть похожие, но одинаковых нет, хотя инструкция для всех звучала одинаково.

Вывод: (на доске)
В процессе общения, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга.

Ведущий: Зачастую в сложных, напряженных ситуациях мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес друг друга, и начинаем, например, так: “Вы всегда ведете себя так..”, “Ты меня все время обвиняешь”, “Ты как всегда не готов..” На такие высказывания противоположная сторона отвечает обычно отрицанием, обидой, защитой.

Еще один навык эффективного общения – “Я – высказывание”.

В отличие от “Ты высказывания” , примеры которого только что прозвучали, “Я – высказывание” предает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки и это отношение передается при помощи выражения вашего чувства. Это высказывание не несет обвинения в адрес другого человека, а просто констатирует факт возникновения данных чувств.

Навык эффективного общения «Я – высказывание» (вывешивается на доске)

Необходимо:

1. Объективно описать событие, ситуацию, без экспрессии, вызывающей
напряжение («когда я вижу, что…», «когда это происходит…»)

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в
этой ситуации (« я чувствую…», «я огорчаюсь…», « я не знаю как
реагировать…»)

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания (« потому
что я не люблю…», « мне бы хотелось…»)

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов (« возможно,
тебе стоит поступить так…», « в следующий раз сделай так …»)

5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы
(объяснение)

Формула: Ситуация + Я – чувство + Объяснение

Упражнение: Переформулировки

Работа в группах. На группу выдается набор фраз, обращений (2- 4), произносимых некорректно.

Задача: необходимо переформулировать фразы и обращения, используя “Я-высказывание”.

Фразы для обсуждения в группах (например):
«Вы всегда ведете себя так плохо»
«Увы, ты опять все испортил»
«Ты меня все время обвиняешь»
«Твой внешний вид меня пугает»
«С вами невозможно провести хорошее занятие»

Каждая группа озвучивает свои варианты перефомулировок.

Ведущий: Для более точного восприятия другого человека очень важно
умение чувствовать партнера по общению и не меньшее значение имеет способность осознавать свои собственные чувства и действия в различные моменты общения с другими членами группы.

Упражнение «Живые руки»

В комнате расставляются стулья в два ряда. Все снимают с рук кольца, часы и завязывают себе глаза. Всех членов группы рассаживают так, чтобы они не знали, кто сидит напротив.

Ведущий: «Сидя лицом к партнеру нужно познакомиться с ним только руками, касаясь ими его рук. Боритесь руками, миритесь руками. Затем попрощайтесь с партнером руками и снимите повязку с глаз. Обменяйтесь друг с другом в течение нескольких минут своими впечатлениями».
Затем глаза вновь завязывают и садятся в другом порядке.

Упражнение «Глаза в глаза» .

Ведущий: «Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Через несколько минут обсудите свои ощущения».

Ведущий: Еще один очень важный, особенно в наше время, навык - навык поддержки.

Навык поддержки (на доске)
Если бы у меня была такая проблема, как бы я себя чувствовал!?
Смысл поддержки: Важно! Дать объективно существующий позитив в ситуации, испытываемого человеком негатива.

Ведущий: Есть такое упражнение «синий и красный карандаш».

Один человек из группы рассказывает о своей проблеме и каждый присутствующий по кругу, 1 раз говорит ему что-нибудь по этому поводу, начиная со слов: “мне бы твои проблемы”, или “сам виноват…” 2 круг: участники свои слова начинают так: “все равно ты молодец, потому что..”. Затем у человека, предъявившего свою проблему спрашивают, как он себя чувствовал в 1м и 2м случае. Синий карандаш – пример поддержки.

Упражнение “Сильные стороны”

Все садятся в круг. После небольшой паузы каждый участник занятия в течение 3-4 минут должен рассказать о свои сильных сторонах – о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий “не брал в кавычки” свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы он говорил прямо, без обиняков, без всяких “но”, “если” и т.п. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях.

Ведущий и все остальные члены группы внимательно следят за этим и пресекают каждую попытку самокритики и самоосуждения.

Ход упражнения: Итак, вызывается желающий. Он может говорить о своих сильных сторонах 3-4 минуты, и даже, если он закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что другие члены группы остаются только слушателями, не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснений или доказательств. Может быть, значительная часть времени пройдет в молчании. Ведущий может, если он почувствует, что это имеет смысл, спросить молчащего: “А еще какие-нибудь другие свои сильные стороны вы не смогли бы назвать?”

Человек, говорящий о себе, не обязан обосновывать или объяснять, почему он считает те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что он сам в этом уверен.

По истечении 3-4 минут начинает говорить участник группы, сидящий справа от предыдущего выступавшего, и так, пока не выскажутся все по очереди. Ведущий следит за временем и дает знать, когда настает черед следующего.

После этого участники образуют группы по три человека. Каждый из них находит себе место, где можно было бы разговаривать, не мешая остальным тройкам. Члены тройки должны обсудить, как мог бы каждый из них, опираясь на свои сильные стороны, сделать что-нибудь по-настоящему ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями. Этому посвящается около 15 мин. Важно, чтобы в конечном итоге каждый остался автором своих решений, т.е. чтобы другие не навязывали свои соображения, не внушали, что “следует хотеть”. Задумываясь об использовании сильных сторон, важно, прежде всего, принимать во внимание конкретные дела и ситуации, возникающие
повседневно.

Через 15 минут ведущий предлагает всем встать в круг в центре комнаты, взяться за руки и закрыть глаза.

Ведущий: А теперь попробуем рассказать друг другу о том, что для каждого из нас ценно и важно в жизни, во что мы верим, что представляет собой наша система ценностей. Пусть каждый говорит столько, сколько захочет, пусть даст знак, чтобы начал говорить следующий. Ничего не надо доказывать или объяснять. Если кому-то это покажется слишком трудным, он может, когда дойдет до него очередь, мысленно, про себя сказать о том, что такое его индивидуальные ценности, а когда закончит, пусть даст знак следующему, чтобы тот начал говорить.
Когда все закончат выполнять упражнение, ведущий просит открыть глаза.

Рефлексия

Ведущий: Возьмитесь за руки, сосредоточьтесь на ощущениях в ладонях…
А теперь попробуем передать свое эмоциональное состояние через чувства, которые вы сейчас испытываете, по кругу, используя ощущения в ладонях…

Вопросы

Какие чувства вы испытывали во время занятия?

Возникали ли трудности, если да, то какие?

Какой опыт вы сегодня приобрели?

Тренинг эффективного общения – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

Цели тренинга:

Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:

· устанавливать контакт с другими людьми;

· умению эффективно предавать информацию;

· рассмотрим значение в общении такого умения, как умение слушать;

· потренируемся давать и получать обратную связь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг эффективного общения

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

Вступительное слово тренера

«Здравствуйте. Мы начинаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения. Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

Цели тренинга:

Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научимся эффективными способами общения, а именно:

  • умению эффективно предавать информацию;
  • рассмотрим значение в общении такого умения, как умение слушать;
  • потренируемся давать и получать обратную связь.

1 упражнение Знакомство

«А теперь давайте познакомимся. Сейчас каждый по кругу назовет свое имя, то как он хотел чтобы его называли на тренинге (на «ты», или на «вы»; модификации имен, если в группе есть одинаковые имена, например, Ирина, Ирочка, Ира и.т.п.) и два качества характера плохое и хорошее в форме прилагательного на ту же букву, что и имя».

2 упражнение «Глаза в глаза»

В обычной жизни люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Я хочу предложить вам сейчас в течении 3-5 мин. Смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.

Вопросы для обсуждения: «Какое чувство? Было кому-то трудно? Почему?»

ПРАВИЛА ТРЕНИНГА

Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила:

1. Физическая и психологическая закрытость группы.

Физическая закрытость – т.е. состав группы постоянный, никто новый в группу прийти не может и никто не может не приходить на занятие. Мы начинаем занятие только когда придут все участники. Если кто-то опаздывает, то мы все его ждем.

Психологическая закрытость означает, что то, что будет говорить каждый участник о себе нельзя рассказывать за пределами этого круга. Мы можем говорить о тех идеях, которые возникли, но то, что говорит каждый о себе - нельзя.

Подумайте, сможете ли вы выполнить это правило? Пусть каждый ответит...

2. Правило искренности .

Если я что-то говорю в круг, то это то, что я чувствую, т.е. заведомая неправда исключена. Принимаете это правило?

3. Правило круга .

Мы слушаем каждого, кто говорит не перебивая. Если вы хотите что-то сказать, то говорите в круг.

4. «Здесь и теперь».

Предметом нашего обсуждения будут процессы, происходящие в группе в данный момент; переживает чувства; появляющиеся мысли.

5. Принцип Я. Все высказываются от своего имени (т.е. используем личные местоимения ед. числа «я чувствую», «мне кажется»...).

6. Активность . Упражнения подразумевают включение всех участников.

3 упражнение «Встать по числу»

Все участники садятся по кругу.

Инструкция: « Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действии друг друга ».

Тренер несколько раз называет группе разные числа. Вначале лучше назвать 5-7, в середине – 1-2. В ходе выполнения упражнения тренер блокирует попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

При обсуждении тренер может задать группе несколько вопросов: «Что помогало нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение», «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?», «Какая у нас была тактика?». «Как можно было организовать нашу работу, если бы у нас была возможность заранее обсудить способ решения этой задачи?»

4 упражнение «Арифмометр»

Участники группы сидят по кругу.

«Представим себе, что все мы большой арифмометр. Считает он так: кто-то из нас назовет число, следующий, сидящий рядом (будем двигаться по часовой стрелке), знак арифметического действия («плюс» или «минус»), следующий – снова число и т. д. Числа будут чередоваться со знаками, и любой участник группы, который должен назвать знак, может сказать «равно», и тогда его товарищ, чья очередь говорить, должен будет сказать результат вычислений. Например, я говорю «семь», Лена – «плюс». Катя – «восемь». Юра – «минус», Олег – «два», Зина – «равно», и Таня называет число «тринадцать». Следующий участник, т.е. Наташа, снова называет знак, и счет продолжится».

5 упражнение «Телеграф»

Участники садятся по кругу. «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».

Все по очереди называют животных, и нужно потратить достаточно времени, чтобы все запомнили, какое животное назвал каждый. Для упрощения можно попросить называть животных очереди (по кругу), и каждый, прежде чем назовет животное, повторит все то, что сказали предыдущие участники.

«Теперь давайте запомним ритм, который будет сопровождать выполнение упражнения Тренер демонстрирует ритм: два хлопка в ладоши и два удара ладонями по коленям.

«На протяжении всего упражнения мы будем выдерживать этот ритм. Задавать его буду я. Тот из вас, кто начнет первым, хлопнет 2 раза в ладоши и скажет название своего животного: например «волк», а потом, хлопнув 2 раза по коленям, – название животного того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное будет названо, в свою очередь, хлопая 2 раза в ладоши, назовет его, а потом, хлопая 2 раза по коленям, назовет еще чье-то животное. При этом нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем очень внимательны, так как те, кто ошибся, получат дополнительное задание».

В процессе упражнения тренер постепенно усиливает темп его выполнения. Тот кто ошибся, должен вместо названия своего животного, 2 раза хлопая в ладоши, изображать характерный звук, издаваемый этим животным. И все остальные с этого момента должны обращаться к нему, воспроизводя этот звук.

6 упражнение «Ожидания и опасения»

Участники на листах бумаги пишут свои ожидания и опасения насчет тренинга (с правой стороны листа – ожидания, с левой – опасения). Листы можно не подписывать. Тренер собирает листочки и зачитывает комментируя.

В ИТОГЕ участники высказывают свои впечатления и ощущения от проведенного первого занятия.

ВТОРОЙ ДЕНЬ

Вступительное слово тренера

«Здравствуйте. Мы продолжаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения. Тренинг – это такая форма занятий, где люди много общаются, есть возможность открыто высказывать свое мнение и выслушивать мнение других участников, попробовать себя в разных ситуациях, узнать что-то новое о себе»

Цели тренинга:

Анализировать свое поведение в разных ситуациях. Научиться эффективными способами общения.

На первом занятии нашего тренинга мы научились, а вернее попробовали:

  • устанавливать контакт с другими людьми;

1 упражнение «Приветствие. Поменяйся местами»

Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: «Пересядьте все те, у кого есть сестры», – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.

Вопросы для обсуждения: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?»

2 упражнение «Беседа»

Группа садится по кругу. «Для выполнения этого упражнения мы создадим пары. (Тренер может предложить группе объединиться в пары по желанию или же сам составит пары. Если в группе нечетное количество участников, тренер может сам принять участие в упражнении). Пусть каждая пара займет удобное для нее место так, чтобы никому при этом не мешать. Вам дается 6 минут для беседы (тренер может предложить для обсуждения связанные с контекстом группы или нейтральные темы). По моему указанию в ходе беседы мы будем менять положение, не прекращая разговора. Сейчас давайте повернемся друг к другу спиной и начнем беседу».

Участники 1,5 минуты беседуют, сидя спиной друг к другу, по 1,5 минуты – один сидя, другой стоя и наоборот (лицом друг к другу), 1,5 минуты – сидя лицом друг к другу.

Вопросы для обсуждения: В каком положении ведение беседы было наиболее трудным, сложным, а в каком более комфортным?

3 упражнение «Изобрази эмоцию или чувства»

Участники группы делятся на две подгруппы.

«Каждой подгруппе дается 7 минут на подготовку, во время которой она должна будет выбрать какое-либо чувство или эмоцию (эмоциональное состояние) и продумать, как его можно изобразить. Это может быть или скульптурное изображение, или невербальное действие. В изображении должны принимать участие все члены подгруппы. В то время как первая подгруппа показывает то, что она подготовила, вторая подгруппа отгадывает, какое чувство или эмоция изображены. Затем подгруппы меняются местами».

Подгруппы готовятся в разных помещениях. После того как подготовка закончена, тренер предлагает одной из подгрупп изобразить то чувство или состояние, которое они выбрали, не называя его. Другая подгруппа смотрит. Потом ей дается одна минута на обсуждение и кто-то один высказывает мнение группы. После этого тренер обращается к подгруппе, которая демонстрировала его чувство или состояние с тем, чтобы они сказали, какое чувство или состояние они хотели изобразить. Затем подгруппы меняются ролями.

Начиная обсуждение результатов выполнения этого упражнения, тренер ориентируется на то, допущены ли были участниками подгрупп ошибки и каков их характер.

Как правило, ошибки, допускаемые в этом упражнении, связаны со следующими обстоятельствами:

участники не поняли изображение, которое предлагалось другой подгруппой;

участники не нашли точного слова для обозначения изображенного чувства или состояния;

участникам не удалось передать в своем изображении содержание эмоции или чувства.

Если допущена ошибка, то в ходе обсуждения можно поговорить о том, с чем она связана. Часто причиной ошибок бывает несогласованность в работе подгруппы, неумение выслушать и услышать всех.

4 упражнение «Путаница»

«Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то одна рука. При этом постираемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три».

После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам группы «распутаться», не разнимая рук. Тренер тоже принимает участие в упражнении, но при этом активного влияния на «распутывание» не оказывает. Во время выполнения упражнения достаточно часто возникает идея невозможности решения поставленной задачи. В этом случае тренер должен спокойно сказать: «Эта задача решаемая, распутаться можно всегда». Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:

1.Все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг).

2.Участники группы образуют два или больше независимых круга.

3.Участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке. Время, затрачиваемое группами на выполнение этого упражнения, может быть очень разным, в опыте нашей работы оно варьировалось от 3-5 минут до 1 часа. Одна группа отказалась от продолжения поисков решения.

Когда задача выполнена, можно обратиться к группе с вопросом: «Что нам помогало справиться с поставленной задачей?» или «Что можно было бы делать иначе для того, чтобы быстрее справиться с поставленной задачей?» (последний вариант является более предпочтительным, с нашей точки зрения, модификацией вопроса «Что нам помешало быстрее справиться с поставленной задачей. Упражнение сплачивает группу.

5 упражнение «Рефлексия. Комплимент»

Цель: улучшение атмосферы и сокращение дистанции в общении.
Время выполнения: 5 минут.
Материалы: мяч.
Процедура проведения: ведущий бросает мяч участнику, предварительно назвав его по имени, и говорит комплимент. Поймавший мячик, благодарит за комплимент словом «спасибо», глядя в глаза ведущему. Затем бросает мяч другому.

В ИТОГЕ участники высказывают свои впечатления и ощущения от проведенного второго занятия.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

Вступительное слово тренера

1 упражнение «Приветствие. Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам, а также включение участников в работу тренинга.
Время проведения: 15 минут.
Процедура проведения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.
Рефлексия: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

2 упражнение «Вас снимает скрытая камера…»

Все участники садятся по кругу. Видео(аудио)техника подготовлена к съемке.

«Мы уже убедились, насколько важно быть точными и внимательными при приеме и передаче информации. (Это упражнение может выполняться после появления в группе идей, относящихся к процессам приема и передачи информации в ходе общения, а также после упражнения 1, Блок 2.) Сейчас (тренер называет имена 5-ти или 6-ти человек, которых он заранее избрал для участия в упражнении) примут участие в упражнении. Ваша задача будет заключаться в приеме и передаче сообщений. Пусть Андрей (тренер называет одного из участников упражнения) останется здесь, а все остальные подождут какое-то время за дверью». Тренер зачитывает Андрею текст, предварительно еще раз напомнив ему о том, что он должен будет передать его следующему участнику. Все участники садятся по кругу. Аудиотехника подготовлена к съемке. С этого момента ведется видеозапись работы (возможно использование только магнитофонной записи без видеоряда). Тренер последовательно приглашает участников, ожидающих за дверью, каждый из которых выслушивает сообщение предыдущего и затем пересказывает его следующему участнику. Последнему участнику, получившему сообщение, тренер задает вопрос «Олег, ты только что получил сообщение. Скажи, пожалуйста, что ты будешь делать после того, как получил информацию?». Когда участник ответит на этот вопрос, видеосъемка прекращается.

Вариант текста: «Иван Петрович уехал в 11 часов, не дождавшись вас, очень огорчился, что не смог с вами переговорить лично, и попросил передать вам, что, если он не вернется к обеду, а это будет зависеть от того, сколько времени он пробудет на совещании в министерстве, то совещание в 15.30 надо проводить без него. Кстати, на совещании будет обсуждаться вопрос о поставке новых компьютеров, которые ничем не хуже импортных. И еще, на совещании надо не забыть объявить, что все начальники отделов должны пройти обследование у психологов, которые будут работать в 20-й комнате с 10 часов утра ежедневно до 2 октября».

Обсуждение упражнения проводится с использованием аудиозаписи.

3 упражнение «Пупсик»

Мы сейчас проведем одно упражнение, но условия игры должны выполняться полностью. Тренер достает игрушку – «пупсик». Включим изображение и представим, что мы собрание древних колдунов. Родился новый человек, и мы должны наделить его чем-то особенным. Этого ребенка мы будем передавать по кругу из рук в руки. Когда ребенок окажется в ваших руках, вы должны наградить его каким-либо даром. Например вы можете сказать: Я НАГРАЖДАЮ ТЕБЯ добрым сердцем. При этом нужно поцеловать пупсика в сердце. Запускаем по кругу. Когда все сказали чем его награждают, тренер говорит: А теперь, чтобы ваши пожелания сбылись, вы должны поцеловать своего соседа справа туда, куда поцеловали пупсика.

4 упражнение «Автобус»

Группа делится пополам (если в группе нечетное число участников, тренер тоже принимает участие в упражнении), образуя две шеренги, все садятся лицом друг к другу так, чтобы напротив каждого кто-то сидел «Представьте себе, что все мы едем в автобусах: одна подгруппа едет в одном автобусе, а вторая – в другом. Автобусы остановились рядом в транспортном заторе. Вы сидите у окна и видите, что в другом автобусе прямо напротив вас и тоже у окна сидит ваш знакомый. Это большая удача, потому что вам надо срочно передать ему важную информацию, и вы, воспользовавшись ситуацией, делаете это. Но сделать это вы можете, только молча, без слов, не вербально. Времени у вас немного. Тот, кому передают информацию, должен постараться понять, что ему сообщает его знакомый».

Этот фрагмент упражнения можно модифицировать следующим образом. Тренер заранее может подготовить для каждого участника текст сообщения, которое надо передать. Это дает возможность учесть особенности и успешность в тренинге каждого участника.

На первом этапе упражнения тренер предлагает одной шеренге выступать в роли передающих информацию, а второй принимающих сообщение. Следует дать возможность участникам подготовиться к выполнению упражнения. Когда все готовы, тренер предлагает кому-либо из первой шеренги начать передавать информацию, а всех остальных просит внимательно смотреть. После того как информация передана, тот участник группы, кому она была предназначена, говорит, что он понял. Другие участники в это время могут высказывать свои версии вербализации данного текста. Это активизирует работу и позволяет приобрести более обширный материал для обсуждения, снижает напряженность. После этого передававший информацию, говорит, правильно ли его поняли, и при необходимости вносит коррективы.

5 упражнение «История из жизни»

Участники объединяются в пары.

«Сейчас каждый из вас по очереди расскажет своему партнеру какую-нибудь историю. Лучше если это будет история с законченным -сюжетом, раскрывающая различные чувства, переживания ее участников, психологические проблемы, т.е. не следует ограничиваться простым повествованием: я встал, умылся, позавтракал, оделся, вышел из дома, подождал автобус и т.д. Но это должна быть такая история, которую вы могли бы рассказать всем нам. У каждого из напарников будет по 3 минуты, чтобы рассказать свою историю. Я буду следить за временем и скажу вам, когда оно закончится для первого рассказчика, а когда – для второго». Участники группы рассказывают друг другу свои истории. «Теперь в каждой из пар один из партнеров переходит по кругу (по часовой стрелке) в другую пару. В новых парах вы рассказываете друг другу те истории, которые услышали от своих партнеров в предыдущих парах».

После того как истории рассказаны, все возвращаются в круг, и тренер предлагает каждому рассказать ту историю, которую он услышал во второй раз. После каждого рассказа тренер обращается к тому, от кого рассказчик услышал эту историю, и к тому, кто рассказал ее в первый раз, т.е. к автору истории с вопросами: «Что оказалось упущенным из того, что вы рассказали? Что искажено?», «Может быть появилось что-то новое, то, о чем вы не говорили?».

6 упражнение «Лимон»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Повторите упражнение с левой рукой. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните данное упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Наслаждайтесь состоянием покоя.

В ИТОГЕ участники высказывают свои впечатления и ощущения от проведенного третьего занятия.

ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ

Вступительное слово тренера

«Здравствуйте. Мы продолжаем тренинг, который называется «Тренинг эффективного общения.»

1 упражнение «Приветствие. Портрет товарища»

Упражнение проводится в парах. Деление на пары осуществляется по жребию (по желанию членов группы или с определенным умыслом самого тренера).

Участники становятся спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. Потом описания сравниваются с оригиналом и делается вывод о том, насколько участник был точен.

2 упражнение «Умение слушать»

Участники садятся в круг.

«Сейчас мы будем выполнять упражнение, в ходе которого нам понадобятся правила хорошего слушания. Запишите их, пожалуйста.

Правила:

  • Полностью сконцентрируйте свое внимание на собеседнике. Обращай свое внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
  • Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
  • Не давай советов.
  • Не давай оценок.

Упражнение мы будем выполнять в парах. Выберите себе в пару того из членов нашей группы, кого вы пока узнали меньше других, но хотели бы узнать поближе.

Тренер ждет, пока все участники сядут парами.

«Распределите между собой роли: «один из вас партнер «А», другой – «В». Задание будет состоять из нескольких этапов. Каждый этап рассчитан на определенное время, за временем буду следить я. Сначала правилами хорошего слушания руководствуется «В». «А» может отложить их пока в сторону.

Итак, «А» говорит в течении 5 минут о своих трудностях , проблемах в общении . Особое внимание при этом он обращает на те свои качества, которые порождают эти трудности. «В» соблюдает правила хорошего слушания, помогая при этом «А» рассказывать о себе.

Через 5 минут тренер останавливает беседу.

«Сейчас у «А» будет 1 минута, чтобы сказать что в поведении «В» помогало ему открыто высказываться, говорить о своих проблемах, а что затрудняло этот рассказ ».

После того как прошла одна минута, тренер дает следующее задание.

«Теперь «А» говорит о своих сильных сторонах в общении , что ему помогает устанавливать контакты, строить взаимоотношения. «В» не забывая о правилах хорошего слушания, должен учесть всю ту информацию, которую он получил от «А» в течении предыдущей минуты».

Через 5 минут тренер останавливает беседу и предлагает перейти к следующему шагу.

«В» за 5 минут должен повторить «А», что он понял из двух его рассказов о себе (Проблемы и достоинства в общении). На протяжении этих 5 минут «А» все время молчит и только движением головы показывает , согласен он или нет с тем, что говорит «В». Если он делает отрицательное движение головой в знак того, что его неправильно поняли, то «В» должен поправиться до тех пор, пока не получит подтверждение своих слов. После того как «В» скажет все, что он запомнил из 2-х рассказов «А», последний может сказать, что было пропущено или искажено.

3 упражнение «Слова на букву М»

Вам предстоит соревнование. В течении 30 секунд найдите и запомните в данной комнате все предметы, которые начинаются на букву М. По окончанию времени команды по очереди называют слова. Выигрывает та команда, которая последняя назовет слово.

4 упражнение «Прогулка по берегу моря»

«Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, по удобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу.

Сделайте это. А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.

Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе».

После того как группы сформировались, тренер продолжает инструкцию: «Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей «прогулки», а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3-4 минуты».

5 упражнение «Изменение»

Упражнение используется для подведения итогов тренинга, взаимный контроль участников повышает вероятность того, что полученные знания внедряться ими в реальную деятельность.

Необходимые материалы: карточки из плотной бумаги с размером с визитку, карандаши.

Время: 10 минут.

Размер группы: 6-30 человек.

Описание. Все участники тренинга получают по карточке, после чего выслушивают следующую инструкцию: «На тренинге мы получили много знаний и навыков, цель которых - облегчить нашу жизнь на рабочем месте. К сожалению, навыки, полученные на тренинге, имеют тенденцию уходить, если не приложить дополнительных усилий к тому, чтобы больше использовать и тренировать их в реальных условиях. Для того чтобы продумать, что и как вы будете применять на практике в ближайшее время, мы и предлагаем написать на своей карточке три изменения, которые каждый предпримет у себя на рабочем месте в ближайшую неделю после тренинга».

Каждый надписывает на карточках свое имя и телефон.

Участники в парах обмениваются карточками и договариваются о том, что через неделю созвонятся для того, чтобы узнать, как дела у другого, выполнены ли поставленные цели.


Вам также будет интересно:

Минздрав опубликовал порядок повышения квалификации за счет фонда омс
Непрерывное медицинское образование (НМО) - больной вопрос для медицинских работников и...
Зачем нужна лицензия такси для Яндекс
Вокруг необходимости лицензии такси для работы в Яндекс.Такси кипят нешуточные споры. Какие...
Как найти работу после института молодому специалисту без опыта
Ирина Давыдова Время на чтение: 12 минутА А Поиск работы для вчерашнего выпускника...
Контрольная работа: Реклама и работа с общественностью в спорте Спортивные товарные знаки
За последние годы экономические отношения в области спорта и спортивной индустрии России...
Один выходной день при шестидневной рабочей неделе: норма рабочего времени и доплаты
Бухгалтер, специализирующийся на оплате труда, часто сталкивается с начислением отпускных...