Бизнес. Заработок. Кредит. Недвижимость. Копирайт

Что должен уметь кондитер 3 разряда

Общественное объединение (организация) без регистрации юридического лица Общественные организации и группы

Шаблон презентации для родительского собрания в школе

Смотреть страницы где упоминается термин функционирование рынка Условия для функционирования рынка

Разработка стратегии управления персоналом организации на примере ооо "в-лазер"

Барьеры в общении и их преодоление - реферат Способы их преодоления

Презентация на тему япония Скачать презентацию про японию на обществознание

Презентация на тему: Профессия - парикмахер Презентация на тему профессия парикмахер для малышей

Взаимодействие генов" презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему

Отрывок, характеризующий Ракетные крейсера типа «Олбани»

Презентация на тему "садовые цветы" Презентация о садовых цветах для детей

«По соглашению сторон»: все за и против полюбовного увольнения Увольнение по соглашению сторон плюсы

Автоматизация закупочных процедур

Компания cdek просит паспортные данные при заказе на алиэкспресс: зачем это нужно?

Общественное питание: правила, гост

Как принять работника на неоцененное рабочее место? Труд-Эксперт.Управление Срок проведения соут для вновь созданной организации

Специальная оценка условий труда - это процедура выявления вредных и опасных факторов на рабочих местах с последующей оценкой воздействия этих факторов на работника. Работодатель должен обеспечить проведение спецоценки условий труда в соответствии с законодательством. В частности, он обязан проводить внеплановую спецоценку вновь организованного рабочего места. Далее в статье мы расскажем, что считается вновь организованным рабочим местом, и рассмотрим порядок проведения его спецоценки.

Что такое вновь организованное рабочее место?

Согласно Федеральному закону РФ от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ, который ступил в силу с 1 января 2014 года, все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. По сути, под спецоценкой условий труда понимается проводимая ранее, до вступления указанного закона в силу, аттестация рабочих мест по условиям труда.

В статье 17 закона 426-ФЗ говорится, что при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест на этих местах в течение шести месяцев необходимо провести спецоценку условий труда. Однако при этом закон не разъясняет такое понятие, как вновь организованное рабочее место. В связи с этим иногда затруднительно определить статус рабочего места для целей проведения спецоценки .

На практике можно сделать отсылку к уже утратившему силу Приказу Минтруда России от 12.12.2012 г. № 590н. Данный документ определял вновь организованные места как:

  • рабочие места, организованные при создании юрлица, регистрации физлица в качестве ИП;
  • либо организованные по завершении строительства (реконструкции, технического перевооружения) производственных объектов, внедрения новой техники, новых технологий.

Кроме того, вновь организованное рабочее место подразумевает наличие технической документации и локальных нормативных актов (акт приемки, штатное расписание, технологические инструкции и т.п.).

Нужно ли проводить спецоценку вновь организованного рабочего места?

Целью проведения спецоценки является выявление вредных либо опасных факторов на рабочем месте и уровня их воздействия на работников, а также разработка мероприятий по снижению этого уровня. Закон 426-ФЗ однозначно предписывает работодателю необходимость провести спецоценку вновь организованных рабочих мест в течение шести месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Однако при этом в действующем законодательстве отсутствуют четкие критерии отнесения рабочих мест к вновь созданным. На практике вновь организованным рабочим местом следует считать место, которое ранее отсутствовало в штатном расписании работодателя. Впрочем, статья 17 закона 426-ФЗ определяет довольно подробный перечень ситуаций (помимо открытия новых рабочих мест), в которых необходимо проходить внеплановую спецоценку условий труда.

Также некоторые специалисты рекомендуют проводить спецоценку в сроки, отсчитываемые от фактической даты начала работы сотрудника на новом рабочем месте, хотя закон все-таки требует отсчитывать срок от дня ввода рабочего места в эксплуатацию без отсылки на его фактическое использование.

Порядок проведения спецоценки вновь организованного рабочего места

Порядок специальной оценки рабочего места также прописан в законе 426-ФЗ, а методика ее проведения утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Как правило, спецоценка рабочих мест проводится совместно с независимой организацией на основании гражданско-правового договора.

При этом данная организация должна соответствовать ряду требований. В частности, проведение спецоценки условий труда должно быть основным видом деятельности организации, указанным в ее уставных документах, а сама организация должна быть аккредитована в установленном законом порядке. Список аккредитованных организаций можно найти на официальном сайте Минтруда России.

Для проведения спецоценки вновь организованных рабочих мест также необходимо создать специальную комиссию. Ее состав и порядок деятельности утверждается приказом. Возглавляет комиссию работодатель или его представитель, а количество ее членов должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения спецоценки рабочих мест.

Далее подрядная организация проводит оценку условий труда и составляет по ее итогам отчет утвержденной Минтруда РФ формы. Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем. При несогласии с результатами оценки любой член комиссии вправе приложить к отчету письменно оформленное особое мнение.

После проведения спецоценки и подписания отчета работодатель обязан в течение тридцати календарных дней ознакомить работников с ее результатами под подпись.

Вложенные файлы

  • Отчет о проведении специальной оценки условий труда (бланк).doc
  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда (бланк).doc

Доступно только подписчикам

  • Приказ о проведении специальной оценки условий труда (образец).doc
  • Протокол заседания профсоюзного органа по проведению внеплановой специальной оценки условий труда (образец).doc

В Новокузнецке на площадке выставки «Уголь России и майнинг» прошло Всероссийское совещание «Состояние условий и охраны труда в угольной промышленности. Совершенствование законодательства об охране...

Производственная травма (трудовое увечье) – это следствие действия на организм различных внешних, опасных производственных факторов. Чаще производственная травма – это результат механического воздействия при наездах, падениях...

Онлайн Инспекция Роструда: необходимость проведения специальной оценки условий труда на новых рабочих местах

Нужно ли проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) в отношении рабочих мест, созданных после проведения очередной СОУТ, «срок действия» которой не истек? На вопрос отвечают эксперты Онлайн Инспекции Роструда России.


- Нужно ли проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) в отношении рабочих мест, созданных после проведения очередной СОУТ, «срок действия» которой не истек?


- Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда (СОУТ) в отношении этих новых мест. Внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня введения в эксплуатацию новых рабочих мест.

При этом внеплановая СОУТ должна быть проведена, если новые рабочие места не являются аналогичными тем, в отношении которых уже проведена СОУТ. Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

По аналогичным рабочим местам СОУТ проводится в отношении 20% рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. Поэтому если новые рабочие места являются аналогичными тем, в отношении которых СОУТ уже проведена, и количество оцененных рабочих мест не менее 20% от их общего числа «старых» и новых рабочих мест, то внеплановую СОУТ проводить не надо.

ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Часть 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ) определяет, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, в том числе в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления указанных в части 1 статьи 17 случаев.

Согласно части 6 статьи 9 Закона № 426-ФЗ аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Часть 1 статья 16 Закона № 426-ФЗ определяет, что при выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

" № 10/2016

Какие сроки установлены для оценки условий труда на рабочих местах? В каких случаях работодатель должен провести внеплановую проверку? В отношении кого может проводиться поэтапная спецоценка? Какая ответственность предусмотрена за нарушения порядка проведения оценки?

О порядке проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах мы уже не раз писали на страницах нашего журнала. Но поскольку данная процедура достаточно новая, при ее проведении нередко допускаются ошибки, которые выливаются или в штрафы, причем совсем не маленькие, или в судебные разбирательства с работниками. Ведь у них есть право оспорить результаты оценки. Кроме того, некоторые работодатели, которые еще не провели спецоценку, привлекаются к административной ответственности за ее непроведение. Но исходя из судебной практики, которая начинает складываться, это не всегда законно. В статье на примерах решений судов рассмотрим, какие нарушения могут допускать работодатели в сфере специальной оценки.

Сроки проведения спецоценки.

Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?

Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.

Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.

Однако из правила есть исключения.

1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных проф­союзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).

Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

К сведению

До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.

2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, преду­смотренный Законом № 426-ФЗ.

Обратите внимание

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест

Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости

В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда

Можно сделать вывод, что работодатель должен провести специальную оценку условий труда на рабочих местах организации:

1. По истечении пяти лет с момента аттестации рабочих мест,
проведенной до 01.01.2014.

И наконец, нарушения, допущенные при проведении оценки, были установлены главным специалистом отдела охраны труда, который сделал государственную экспертизу качества спецоценки условий труда рабочего места врача-нейрохирурга на основании определения судебной коллегии.

Результаты специальной оценки были признаны недействительными (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.06.2016 по делу № 33-6870/2016).

Неправильное применение результатов проведения специальной оценки. Возможны ситуации, когда работодатель при предоставлении работнику компенсаций за труд во вредных условиях руководствуется только результатами специальной оценки. Но не во всех случаях этого достаточно. Следует учитывать и требования иных федеральных законов.

Работница обратилась в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России (далее – ФКУЗ) о предоставлении ей дополнительного оплачиваемого отпуска за 2015 год в связи с исполнением обязанностей среднего медицинского персонала, работой во вредных условиях и согласно Закону РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон № 3185-1).

Работодатель, обосновывая свой отказ в предоставлении отпуска, указал, что согласно карте специальной оценки рабочее место истицы имеет 2-й класс условий труда, которые в силу закона являются безопасными, соответственно дополнительный отпуск ей не полагается. Кроме этого, должность работницы не включена в перечень работников, оказывающих психиатрическую помощь, которым установлены дополнительные отпуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 (далее – Постановление № 482).

Однако решением суда иск был удовлетворен и на ФКУЗ была возложена обязанность предоставить данной медицинской работнице, участвующей в оказании психиатрической помощи, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за 2015 год, и вот почему.

Указанный отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным (ст. 117 ТК РФ).

В соответствии с абз. 1 и 2 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1 медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право:

  • на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством РФ.

Законом № 3185-1 также предусмотрено, что данные гарантии участвующим в оказании психиатрической помощи иным работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, предоставляются по результатам специальной оценки условий труда (абз. 4 ч. 1 ст. 22 закона).

К сведению

Согласно перечню, утвержденному Постановлением № 482, у медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, среднего и младшего медицинского персонала (кроме медицинского статистика) продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 35 календарных дней.

Установив, что Л. Н. А. является медицинским работником, участвующим непосредственно в оказании психиатрической помощи (медицинской палатной сестрой психоневрологического отделения ФКУЗ), и руководствуясь ст. 22 Закона № 3185-1, Постановлением № 482, суд подтвердил, что предоставление отпуска по результатам спецоценки предусмотрено для иных работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, к которым истица не относится. При этом возникновение права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за труд во вредных и (или) опасных условиях у медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, не зависит от класса условий труда, установленного спецоценкой, которая предусмотрена для иных работников медицинских организаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласилась (Апелляционное определение ВС Республики Карелия от 11.03.2016 по делу № 33-719/2016).

Условия труда в трудовом договоре.

Чтобы предупредить возникновение еще одной ошибки, за которую работодатель может быть привлечен к ответственности, несколько слов скажем о трудовом договоре, а именно об одном из его обязательных условий – о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями, если сотрудник принимается на такую работу, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Минтруд в Письме от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516 дал разъяснения о том, как вносится этот пункт в после проведения спецоценки и что писать в трудовом договоре до ее проведения.

Итак, если спецоценка в вашей организации проведена, надо дополнить трудовой договор сведениями о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте работника, перечислить полагающиеся ему гарантии и компенсации.

О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца согласно ст. 74 ТК РФ.

Уведомление работника об изменении трудового договора не будет считаться письменным ознакомлением с результатами спецоценки. Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Обратите внимание

Если работник принимается на вновь организованное рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то до ее проведения в трудовом договоре с лицом, принимаемым на такое рабочее место, могут быть указаны его общие характеристики (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).

При этом гарантии (компенсации) за работу во вредных и (или) опасных условиях по результатам спецоценки начинают предоставляться со дня вступления в силу ее результатов (с момента утверждения отчета о ее проведении).

До спецоценки работодателям следует определить возможность компенсации работникам вредных (опасных) факторов, если они в итоге будут выявлены.

В заключение обращаем внимание работодателей, которые еще не проводили спецоценку, на следующее: не забывайте, что у вас есть не только обязанность обеспечить ее проведение, но и право требовать от организации, ее проводящей, обоснование результатов оценки. Отнеситесь к такой проверке серьезно, поскольку и ваши ошибки, и ошибки организации, проводящей оценку, могут стать причиной судебных разбирательств с работниками.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

«О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников».

Особенности спецоценки при вводе новых рабочих мест

Одним из оснований для проведения внеплановой спецоценки является ввод в эксплуатацию новых рабочих мест (подп. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Ввод в эксплуатацию возможен в случаях, когда происходит:

  • создание нового предприятия;
  • введение в штатное расписание новой должности либо изменение структуры штатного расписания;
  • фактическое появление нового рабочего места, когда организация находится по прежнему адресу;
  • переезд организации на новое место;
  • перемещение сотрудников в другое помещение по тому же адресу;
  • реорганизация предприятия путем выделения, разделения, слияния или присоединения;
  • создание филиала или представительства.

Спецоценку нужно провести в течение полугода после одного из перечисленных событий. Срок отсчитывают в каждом случае по-разному. Но, так или иначе началом срока является документальное подтверждение указанных событий.

С момента государственной регистрации считают срок, если:

  • создана новая организация, в том числе в результате реорганизации путем выделения, разделения, слияния или присоединения;
  • образован филиал или создано представительство, в том числе другое обособленное подразделение юридического лица.

С момента утверждения нового (впервые созданного) штатного расписания, если введена новая штатная должность.

Такое может произойти:

  • при фактическом оборудовании нового места;
  • когда одно и то же рабочее место используется двумя и более сотрудниками, занимающими разные должности;
  • когда изменяется функционал работника либо наименование должности;
  • если на одном рабочем месте трудится сотрудник, официально совмещающий две различные должности с различным функционалом.

Советует
Алексей СУТЯГИН,
главный редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»

Если причиной введения нового штатного расписания явилось лишь переименование должности работника, а функционал и рабочее место остались прежними, можно избежать спецоценки. Закон в данном случае не дает четких ответов. Поэтому руководителю организации нужно издать приказ, в котором признать результаты спецоценки рабочего места по старой должности действительными для рабочего места с новой должностью. Указать причину произошедших изменений, сроки очередной спецоценки. При этом не следует делать ссылки на изменение функционала или технологического процесса. И не забудьте все согласовать с профсоюзами, а работника ознакомить с картой спецоценки.

С момента принятия нового сотрудника на вакантную должность, если ранее спецоценка не проводилась.

Внеплановая спецоценка после несчастного случая

Несчастный случай, связанный с производством, может служить основанием для внеплановой спецоценки (подп. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

При этом определяющим условием является место, где произошло происшествие. Если работник получил травму не на своем рабочем месте, то спецоценка не проводится независимо от того, случилось это на территории работодателя или за ее пределами.

Пример:

Электрик по заданию работодателя поехал на личном автомобиле в магазин для покупки инструмента. В дороге произошло ДТП, и сотрудник получил травму. Происшествие по результатам расследования было признано несчастным случаем, связанным с производством.
Рабочим местом электрика, которое указано в трудовом договоре, являлся отдел эксплуатации. Поскольку автомобиль не относился к рабочему месту, внеплановую спецоценку проводить не стали.

Несчастный случай может произойти и на территории работодателя, но не на рабочем месте сотрудника. Например, когда работник шел из цеха в цех по разовому поручению руководителя.
Дополнительные проблемы возникнут с рабочим местом, на которое была оформлена декларация соответствия условий труда. Если произойдет несчастный случай, декларация прекращает свое действие. На этом рабочем месте придется провести полноценную спецоценку (ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Не проводится внеплановая спецоценка, если несчастный случай произошел по вине третьих лиц.

Пример:

Пассажир автобуса потребовал у водителя остановиться вне остановочного пункта. Получив отказ, пассажир ворвался в кабину водителя и попытался его ударить. От неожиданности водитель съехал с дороги и врезался в столб. В результате ДТП работник получил травму.
Происшествие произошло по вине третьего лица - пассажира. Поэтому проводить внеплановую спецоценку на рабочем месте водителя не нужно.

Предупреждает
Зульфия ЮПАШЕВСКАЯ,
руководитель отдела кадровых услуг BDO Unicon Outsourcing (Москва)

Скрывать несчастный случай при наличии декларации не следует. За это предусмотрен штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (ст. 15.34 КоАП РФ). Плюс к этому высока вероятность, что трудовая инспекция оштрафует за нарушение государственных требований охраны труда на сумму от 50 000 до 80 000 рублей (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ). В итоге сумма штрафа может вырасти до 90 000 рублей. При этом за каждое выявленное нарушение может быть оформлен отдельный штраф.

Внеплановая спецоценка при приеме нового работника

Нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если один сотрудник уволился, а на его место принят новый? Такой вопрос возникает на практике потому, что в карте спецоценки нужно указывать СНИЛС работника. А работодателю запрещено вносить в нее изменения.

Однако прием нового работника не связан с проведением спецоценки. Работодатель обязан лишь ознакомить сотрудника под роспись с условиями труда на его рабочем месте (ст. 212 ТК РФ). Но ни Трудовой кодекс, ни Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» не требуют от работодателя при приеме нового сотрудника проводить спецоценку. Среди оснований внепланового мероприятия прием нового работника не указан.

Можно поступить так. Оформить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором перечислить условия труда из карты спецоценки. И ознакомить работника под роспись с картой СОУТ.

Ответы на ваши вопросы

Какие компенсации нужно было предоставить за вредные условия труда?

По результатам аттестации рабочих мест дворнику установлено повышение оклада на 4 процента. На основании постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 дополнительно к повышению оклада предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней, сокращена продолжительность рабочего времени - 36 часов в неделю. Правильно ли мы поступили или надо было только увеличить оклад? Как исправить ситуацию?

Однозначно ответить на Ваш вопрос затруднительно. Работодатель обязан был предоставлять компенсации, перечисленные в постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, по результатам аттестации рабочего места. При этом каждая компенсация должна быть указана в карте аттестации.
В то же время работодателю никто не запрещает предоставлять и другие виды компенсации на свое усмотрение. Но в этом случае возникающие затраты не могут быть включены в расходы при исчислении налога на прибыль.
Компенсации за вредные условия труда, предоставленные сверх обязательных, могут быть отменены решением работодателя, если они не закреплены в коллективном договоре.

Должен ли работник расписаться в карте спецоценки?

Должен ли вновь принятый работник расписываться в картах спецоценки, проведенной непосредственно на его рабочем месте?

Да. Работник обязан ознакомиться с результатами спецоценки на его рабочем месте (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Поскольку они отражаются в карте спецоценки, то работник должен поставить в ней свою подпись, подтверждая, что с условиями труда ознакомлен.

Как провести спецоценку, если работник трудится на неподконтрольной территории?

Как проводить спецоценку, если организация оказывает услуги по ремонту и обслуживанию электрооборудования на территории другого предприятия? Рабочее место нашего сотрудника, который оформлен у нас по трудовому договору, находится на территории другого предприятия.

Все зависит от того, на каких условиях выполняются трудовые обязанности. С 1 января 2016 года заемный труд запрещен. Работник может выполнять трудовые функции по договору о предоставлении персонала (ст. 341.1 ТК РФ). В этом случае сведения об условиях труда предоставляются принимающей стороной. И в ее обязанности входит проведение спецоценки конкретного рабочего места. Компенсации за работу во вредных условиях предоставляются на основании информации принимающей стороны.

Если работодатель направил работника на основании договора оказания услуг, то рабочее место не находится под контролем исполнителя. В этом случае спецоценку также должен проводить заказчик.
Другая ситуация со строителями. Спецоценку их рабочих мест проводит работодатель-подрядчик.

Самые необходимые нормативные акты:

Запомните главное:

  1. Чаще всего под введением новых рабочих мест понимается введение в штатное расписание новой должности.
  2. После несчастного случая спецоценка не проводится, если виновником было третье лицо, а также когда происшествие случилось не на рабочем месте сотрудника.
  3. Если на рабочем месте проведена спецоценка, то при трудоустройстве нового сотрудника проводить внеплановую оценку не нужно.

Олег КОНОВАЛОВ, генеральный директор ООО «Юридическое сопровождение трудовых отношений» (Москва)

Порядок проведения СОУТ закреплен законодательно и в некоторых частях содержит достаточно либеральные положения. Например, согласно пункту 6 статьи 27 , в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена к 31.12.2018. Однако суды неоднозначно подходят к трактовке данного положения и выносят противоречивые решения (к примеру, Определения от 11.11.2014 № 11-11968/2014 и от 26.02.2015 № 33-5865/15), а штрафы за непроведение этого мероприятия могут составлять до 200 000 рублей.

СОУТ: сроки проведения

Специальная оценка условий труда впервые должна быть проведена в сроки, не превышающие 12 месяцев со дня создания нового рабочего места. Если организация функционирует более 12 месяцев, а аттестация рабочих мест (АРМ) или специальная оценка условий труда не проводилась никогда, то проводить спецоценку надо незамедлительно или вчера.

  • безопасный труд своих работников;
  • охрану труда своих сотрудников;
  • информирование работников об условиях, в которых они трудятся, и т. д.
  • безопасные условия труда;
  • получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.

То есть работник имеет право требовать от работодателя предоставления информации о степени риска для его здоровья, которое может подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов (даже сидя перед экраном монитора).И если работодатель ему не предоставляет такую информацию, работник имеет право для получения этой информации обратиться в орган государственного надзора за соблюдением законодательства.

В этом случае работодателя ждет штраф до 80 000 рублей и письменное предписание о необходимости организации проведения спецоценки. В противном случае может грозить административная приостановка деятельности предприятия до 90 дней.

Периодичность проведения

Срок действия спецоценки условий труда составляет 5 лет. Течение времени начинается со дня утверждения отчета о проведении оценки по каждому отдельному рабочему месту. Итоги проведения данного мероприятия можно свести к двум вариантам, когда:

  • вредные факторы в ходе проведения не выявлены;
  • вредные факторы выявлены и соответствующим образом классифицированы.

Вредные факторы не выявлены

Если в ходе проведения спецоценки не выявлено вредных и опасных производственных факторов, такое рабочее место подлежит декларированию в территориальный орган федеральной службы по труду и занятости на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда.

В этом случае, если в течение последующих 5 лет в отношении данного рабочего места не появится причин провести внеплановую спецоценку, то по истечении данного срока повторную СОУТ проводить не надо, действие декларации считается автоматически продленным.

А в какие сроки нужно делать СОУТ в дальнейшем (если вообще надо будет сделать), закон не сообщает..

Вредные факторы выявлены и классифицированы

В этом случае срок действия специальной оценки условий труда составляет 5 лет. Причем это не значит, что пять лет прошло и надо начинать организовывать новую спецоценку. К истечению пятилетнего срока у работодателя должны быть уже готовые результаты аттестации, то есть никакого прерывания не допускается.

Аттестация рабочего места

АРМ — это, по сути, то же самое, что и спецоценка, только с другим названием. Поэтому если работодатель проводил АРМ до 01.01.2014, то действующее законодательство позволяет ему не организовывать и не проводить какие-либо дополнительные мероприятия весь срок действия СОУТ вплоть до даты завершения действия результатов этой аттестации, конечно, если не возникнут основания для проведения внеплановой СОУТ.

Сроки внеплановой СОУТ

При возникновении обстоятельств для проведения внеплановой спецоценки законодательством предусмотрено два временных периода — 6 и 12 месяцев, в зависимости от причины.

6 месяцев

Специальная оценка условий труда должна быть проведена за указанное время, если:

  • работодатель получил предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут навредить здоровью работника;
  • вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (можно снизить класс вредности, соответственно, можно снизить выплаты за вредность);
  • произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
  • врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  • получено письмо от профсоюза о необходимости проведения внеплановой спецоценки.

12 месяцев

СОУТ должна быть проведена за указанное время, если:

  • в эксплуатацию вводятся новые рабочие места;
  • меняются технологические процессы, производственное оборудование, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.

Сроки мероприятий по результатам СОУТ

Со дня утверждения отчета по результатам СОУТ работодатель обязан:

  • в течение 3 рабочих дней уведомить об утверждении организацию, проводившую СОУТ;
  • не позднее 30 календарных дней под подпись ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки;
  • не позднее 30 календарных дней при наличии сайта в сети Интернет разместить сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.

Срок хранения материалов специальной оценки условий труда

Срок составления отчета по СОУТ

Устанавливается приказом работодателя при организации проведения данного мероприятия на этапе формирования комиссии.

Срок хранения материалов СОУТ

Составляет 45 лет, однако если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет.

Срок действия материалов СОУТ

Материалы по итогам проведения спецоценки являются действующими на весь период установления соответствующего класса опасности или срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Вам также будет интересно:

Минздрав опубликовал порядок повышения квалификации за счет фонда омс
Непрерывное медицинское образование (НМО) - больной вопрос для медицинских работников и...
Зачем нужна лицензия такси для Яндекс
Вокруг необходимости лицензии такси для работы в Яндекс.Такси кипят нешуточные споры. Какие...
Как найти работу после института молодому специалисту без опыта
Ирина Давыдова Время на чтение: 12 минутА А Поиск работы для вчерашнего выпускника...
Контрольная работа: Реклама и работа с общественностью в спорте Спортивные товарные знаки
За последние годы экономические отношения в области спорта и спортивной индустрии России...
Один выходной день при шестидневной рабочей неделе: норма рабочего времени и доплаты
Бухгалтер, специализирующийся на оплате труда, часто сталкивается с начислением отпускных...